МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
Принято:
Педсоветом школы
Протокол № 126
от «30» октября 2022 г.
(с внесенными изменениями и дополнениями
с учетом введения обновленных ФГОС)
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы:
___________ /И.В.Конькова /
«30» октября 2022 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская
средняя общеобразовательная школа №2»
1. Общие положения
1.1.
Настоящее Положение разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (пункт 10 часть 3 статья 28);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа
2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от от 31 мая 2021 г.
№ 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» с изменениями, утвержденными
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569;
Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования”;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об
утверждении федерального стандарта среднего общего образования» с
изменениями, утвержденными Приказами Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N
1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613, Минпросвещения РФ от
24.09.2020 N 519, от 11.12.2020 N 712, от 12.08.2022 N 732;
Уставом МБОУ «Октябрьская СОШ №2»;
основными образовательными программами (ООП) начального общего, основного
общего, среднего общего образования.
1.2. Настоящее Положение о промежуточной аттестации учащихся и переводе в
следующий класс по итогам учебного года является локальным нормативным актом
образовательной организации (далее - ОО), регулирующим периодичность,
порядок, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации учащихся и
порядок перевода в следующий класс по итогам учебного года.
1.3. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего
объема учебного предмета, курса образовательной программы, сопровождается
осуществлением текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестацией
обучающихся.
1.4. Текущий контроль успеваемости обучающихся включает:
- поурочное и тематическое оценивание результатов учебной деятельности обучающихся;
представляет собой систематическую проверку учебных достижений учащихся, проводится
педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с
образовательной программой;
- аттестацию обучающихся по итогам учебных четвертей или полугодий на основе
результатов текущего контроля.
1.5. Промежуточная аттестация включает
- оценку качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной
дисциплины, предмета по итогам учебного года, предполагающую комплексное
оценивание результатов учебной деятельности обучающихся по итогам учебных четвертей,
полугодий с учетом результатов проведения в переводных классах годовых контрольных и
диагностических работ, тестирований.
2. Содержание и порядок осуществления
текущего контроля успеваемости обучающихся
2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного
периода в целях:
- текущей оценки уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных
образовательной программой;
- оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям
ФГОС;
- проведения учащимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с
целью возможного совершенствования образовательной деятельности;
2.2. Текущий контроль успеваемости осуществляется педагогическим работником,
реализующим соответствующую часть образовательной программы.
2.3. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при
осуществлении текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогическим
работником с учетом образовательной программы.
2.4. Фиксация результатов текущего контроля осуществляется по пятибалльной
системе, начиная со 2 класса: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2»
(неудовлетворительно). Текущий контроль успеваемости учащихся первого класса в
течение учебного года осуществляется без фиксации достижений учащихся в виде отметок
по пятибалльной системе, допускается только качественная оценка.
2.5. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля
успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной
программой и могут включать в себя проведение дополнительной работы с обучающимся,
индивидуализацию содержания образовательной деятельности обучающегося, иную
корректировку образовательной деятельности в отношении обучающегося.
2.6 Результаты текущего контроля успеваемости фиксируются в электронных
журналах в системе ЭПОС.
2.7. При осуществлении текущего контроля обучающихся, находящихся на лечении в
санатории, стационаре, учитываются оценки, полученные в учебном заведении при
лечебном учреждении.
2.8. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану,
подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной
программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом.
2.9. Успеваемость обучающихся, находящихся на обучении с применением
дистанционных технологий и электронного обучения, подлежит текущему контролю с
учетом требований, предусмотренных Положением об организации образовательной
деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
2.10. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных
представителей) сведения о результатах текущего контроля обучающихся как посредством
заполнения предусмотренных документов (дневник учащегося), в том числе в электронной
форме, так и по запросу родителей (законных представителей) обучающихся.
Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями)
обучающихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости
обучающихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на
получение информации об итогах текущего контроля успеваемости обучающегося в
письменной форме в виде выписки из электронного журнала системы ЭПОС, для чего
должны обратиться к классному руководителю.
3. Содержание, и порядок осуществления текущего контроля успеваемости по
итогам учебных четвертей и полугодий
3.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся по итогам учебных четвертей и
полугодий производится по окончании четверти, полугодия на основании текущих
отметок, полученных обучающимся в течение аттестационного периода.
3.2. Для обучающихся по образовательным программам начального общего и
основного общего образования устанавливаются аттестационные периоды по четвертям,
для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования
устанавливаются аттестационные периоды по полугодиям. Аттестационный период для
предметов, на изучение которых отводится менее 34 часов в течение одного учебного года,
устанавливается по полугодиям. Аттестационные периоды определяются годовым
календарным графиком, утверждаемым в начале учебного года.
3.3. По окончании аттестационного периода во 2-11-х классах выставляются отметки по
пятибалльной системе по всем предметам, изучаемым в соответствии с учебным планом:
«5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно). В 1-х
классах осуществляется безотметочное обучение. Изучение модулей курса ОРКСЭ в 4
классе также осуществляется без оценивания по пятибалльной шкале.
3.4. Отметка обучающегося за четверть или полугодие выставляется учителем с учетом
результатов контрольных, лабораторных, практических или самостоятельных работ,
имеющих контрольный характер.
3.5. Результат аттестации по итогам четверти или полугодия выражается в виде отметки
по каждому предмету учебного плана, представляет собой среднее арифметическое
результатов текущих отметок, выраженное целым числом в соответствии с правилами
математического округления.
3.6. Обучающиеся 1 класса, не освоившие программу, по решению Педагогического
совета с согласия родителей (законных представителей) направляются на психологомедико-педагогическую комиссию с целью получения консультации для определения
дальнейшего образовательного маршрута.
3.7. Дети с ограниченными возможностями здоровья, находящиеся на индивидуальном
обучении, аттестуются по всем предметам, включённым в их индивидуальный учебный
план. Сроки и порядок проведения аттестации определяются индивидуальным учебным
планом.
3.8. При пропуске обучающимся по уважительной причине более половины учебного
времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, учащийся имеет право на
перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок проведения
промежуточной аттестации определяется ОО с учетом учебного плана, индивидуального
учебного плана на основании заявления родителей (законных представителей)
обучающегося.
3.9. Во исполнение пункта 3.7. настоящего Положения уважительными причинами
признаются:
болезнь обучающегося, подтвержденная соответствующей справкой медицинской
организации;
трагические обстоятельства семейного характера;
участие в спортивных, интеллектуальных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
на всероссийском
и международном
уровне,
региональных,
федеральных
мероприятиях, волонтерской деятельности;
обстоятельства непреодолимой силы, определяемые в соответствии с Гражданским
кодексом.
3.9. Четвертные и полугодовые отметки по всем предметам фиксируются в отдельной
графе журнала на странице по предмету и в итоговой ведомости в журнале.
3.10. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных
представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающихся по
итогам четвертей и полугодий как посредством заполнения предусмотренных документов
(дневник учащегося), в том числе в электронной форме, так и по запросу родителей
(законных представителей) обучающихся. Педагогические работники в рамках работы с
родителями (законными представителями) обучающихся обязаны в устной форме
прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости обучающегося по итогам
четвертей, полугодий. Родители (законные представители) имеют право на получение
информации об итогах текущего контроля успеваемости обучающихся в письменной форме
в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному
руководителю.
3.11. Итоги промежуточной по итогам четвертей и полугодий аттестации обсуждаются
на заседаниях методических объединений и педагогического совета.
4. Содержание, и порядок проведения
промежуточной аттестации по итогам учебного года
4.1. Целями проведения промежуточной аттестации по итогам учебного года являются:
- объективное установление фактического уровня освоения образовательной
программы и достижения результатов освоения образовательной программы;
- соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС;
- оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить пробелы в
освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности
учащегося в осуществлении образовательной деятельности,
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в
достижении планируемых результатов освоения образовательной программы
4.2. Промежуточная аттестация обучающихся по итогам учебного года включает
следующие формы контроля:
Класс
Предметы
Форма
1-4 класс Русский язык
Диктант с грамматическим заданием
Математика
Литературное чтение
Окружающий мир,
иностранный язык, музыка,
ИЗО, физкультура, технология
ОРКСЭ
Контрольная работа
Комплексная контрольная работа
Результатом
промежуточной
аттестации
является годовая отметка по предмету
5 класс
Русский язык
Диктант с грамматическим заданием
Контрольная работа
Результатом
промежуточной
аттестации
является годовая отметка по предмету
6 класс
Математика
История, обществознание,
география, биология,
иностранный язык, музыка,
ИЗО, технология, физкультура
Русский язык
Математика
Контрольная работа
зачетная работа
Диктант с грамматическим заданием
7 класс
8 класс
9
класс
10 класс
История, обществознание,
география, биология,
иностранный язык, музыка,
ИЗО, технология, физкультура
Русский язык
Результатом
промежуточной
аттестации
является годовая отметка по предмету
Алгебра
Контрольная работа
Геометрия, физика, история,
обществознание, география,
биология, иностранный язык,
музыка, ИЗО, технология,
физкультура
Результатом
промежуточной
аттестации
является годовая отметка по предмету
Русский язык
Литература
Алгебра
Геометрия
Физика, информатика, химия,
история, обществознание,
география, биология,
иностранный язык
Музыка, ИЗО, ОБЖ,
технология, физкультура
Русский язык
Литература
Алгебра
Геометрия
Физика
Информатика
Химия
История
Обществознание
География
Биология
Иностранный язык
Физкультура
ОБЖ
Русский язык
Алгебра
Геометрия
Физика
Химия
Информатика
История
Обществознание
География
Биология
Иностранный язык
Физкультура, ОБЖ
Тест (формат ОГЭ)
Тест
Тест (Формат ОГЭ)
Индивидуальный проект
Диктант с грамматическим заданием
Тест по двум предметам по выбору (формат
ОГЭ)
Результатом
промежуточной
аттестации
является годовая отметка по предмету
Результатом
промежуточной
аттестации
является годовая отметка по предмету
Тест (формат ЕГЭ)
Тест (формат ЕГЭ)
Тест по 1-2 предметам по выбору (формат ЕГЭ)
Результатом
промежуточной
аттестации
является годовая отметка по предмету
Публичная защита
11 класс
Русский язык
Результатом
промежуточной
аттестации
является
годовая
отметка
по
предмету
Алгебра
Геометрия
Физика
Химия
Информатика
История
Обществознание
География
Биология
Иностранный язык
МХК, физкультура, ОБЖ
Промежуточная аттестация проходит в рамках образовательного процесса в сроки,
установленные календарным учебным графиком.
4.3. Оценка личностных и метапредметных результатов проводится в форме
портфолио, представляющем собой собранные по годам обучения материалы,
характеризирующие достижения обучающихся в рамках внеучебной и досуговой
деятельности (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, спортивных
мероприятиях и т. д.), систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы,
материалы наблюдений и т.д.);
4.4. Содержание итоговых контрольных и диагностических работ разрабатывается
на заседаниях школьных методических объединений с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и утверждаются директором школы.
4.5. Контрольные и диагностические работы, тестирования в рамках промежуточной
аттестации проводит учитель, преподающий в данном классе.
4.6. Промежуточная аттестация по итогам учебного года в переводных классах
проводится в срок с 10 по 25 мая. График проведения контрольных работ утверждается
директором. График составляется таким образом, чтобы в день проводилось не более одной
контрольной работы
4.7. Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации могут
быть установлены ОО для следующих категорий учащихся по заявлению учащихся (их
законных представителей):
выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на олимпиады школьников, на
российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, олимпиады,
тренировочные сборы и иные подобные мероприятия;
отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж;
для иных учащихся по решению Педагогического совета.
4.8. Результат аттестации по итогам учебного года выражается в виде годовой
отметки по каждому предмету учебного плана, представляет собой среднее арифметическое
результатов четвертных или полугодовых отметок, выраженное целым числом в
соответствии с правилами математического округления.
4.9. Годовые отметки по всем предметам фиксируются в отдельной графе журнала
на странице по предмету, в итоговой ведомости в журнале и в личном деле обучающегося.
4.10. В случае несогласия обучающихся и их родителей (законных представителей) с
выставленной годовой отметкой по предмету, она может быть пересмотрена. Для
пересмотра годовой отметки на основании письменного заявления родителей (законных
представителей) приказом директора создаётся комиссия из трёх человек, которая в
присутствии родителей (законных представителей) обучающегося определяет соответствие
выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний. Решение комиссии
оформляется протоколом и является окончательным. Протокол хранится в личном деле
обучающегося.
5. Общие критерии и нормы оценивания достижений обучающихся
5.1. Безотметочное обучение осуществляется в 1 классе по всем предметам учебного
плана.
5.2. Во всех остальных случаях применяется система цифровых отметок от «2» до
«5».
5.3. Задачи школьной отметки:
- Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.
- Отметка является связующим звеном между учителем, обучающимся и родителем.
5.4. Принципы выставления школьной отметки:
- Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания знаний и умений
обучающихся, известные ученикам заранее;
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- Доступность и понятность информации, возможность проанализировать результаты и
сделать соответствующие выводы об учебных достижениях обучающихся;
- Своевременность.
- За плохое поведение на уроке оценка не снижается, учитель должен использовать другие
методы воздействия на обучающегося.
5.5. Критерии выставления отметок
Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания
- полнота знаний, их обобщенность и системность:
- правильный, полный ответ;
- правильный, но неполный или неточный ответ;
- неправильный ответ или нет ответа.
В основу критериев оценки учебной деятельности обучающихся положены объективность
и единый подход. При 4 - балльной оценке для всех установлены обще дидактические
критерии.
Оценка «5» ставится в случае:
- Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного
материала.
- Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутри предметные
связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
- Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных
ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя,
соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае:
- Знания всего изученного программного материала.
- Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять
полученные знания на практике.
- Незначительных (негрубых) ошибок и недочётов при воспроизведении изученного
материала, соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил
оформления письменных работ.
Оценка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
- Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы,
затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной
помощи преподавателя.
- Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
видоизменённые вопросы.
- Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного
материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной
речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2»:
- Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы,
отдельные представления об изученном материале.
- Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
стандартные вопросы.
- Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении
изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной
и устной речи, правил оформления письменных работ.
6. Порядок перевода обучающихся в следующий класс и ликвидация
академической задолженности обучающимися
6.1. Обучающиеся, освоившие в полном объёме соответствующую часть
образовательной программы, переводятся в следующий класс.
6.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам образовательной программы или непрохождение
промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются
академической задолженностью.
6.3. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным
причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий
класс условно.
6.4. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение
одного года с момента ее образования в сроки, установленные образовательной
организацией.
6.5. ОО создает условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности
и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации. Ответственность за
ликвидацию академической задолженности несут родители (законные представители)
обучающегося.
6.6. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти
промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине
(модулю) не более двух раз в сроки, определяемые ОО. В указанные сроки не включается
время болезни обучающегося и время каникул.
6.7. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической
задолженности во второй раз в ОО создается комиссия.
6.8. Не допускается взимание платы с учащихся за прохождение промежуточной
аттестации.
6.9. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности с момента ее образования, по усмотрению родителей (законных
представителей), оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по
адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному
учебному плану.
6.10. Организация информирует в письменной форме родителей учащегося о
необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения обучающегося.