Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Октябрьская СОШ №2»
_____________Конькова И.В. «30»
августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мой Пермский край»
"Странички далёких и близких времён" для 5 классов
"Мир живой природы" для 6 классов
Автор-составитель:
Алексеев Дмитрий Валерьевич,
учитель географии
п.Октябрьский, 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа курса по выбору «Мой Пермский край» составлена для обучающихся 5-6 классов. Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011) и на основе
учебных пособий для 5 классов «Мой Пермский край. Странички далеких и близких
времен» (2015 г.) и «Мой Пермский край. Мир живой природы» (2016 г.).
Программа разработана с учетом метапредметных, межпредметных и внутрипредметных связей, направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае,
воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Краеведение
играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом,
политическом воспитании.
Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что обучающиеся
привлекаются к изучению родного края на основе исторических (5 класс) и биологических (6 класс) знаний. В значительной мере курс «Мой Пермский край» строится на систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия
в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационнопознавательных компетенций. Региональные компоненты историко-краеведческого и
биологического образования способствуют формированию личности учащегося как достойного гражданина России и Пермского края. Курс является комплексным интегрированным курсом, формирующим у учащихся знания о природе родного края, способствующий воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего
народа. Изучение Пермского края и своей местности позволит школьникам почувствовать включённость в жизнь своего региона, реализовать свою активность, ощутить социальную значимость в жизни родной земли.
Количество часов, выделенных на изучение курса - 34 в каждом классе, количество
недельных часов – 1. Продолжительность учебного занятия 45 минут.
Цель программы: Формирование у школьников историко-культурной и биологокраеведческой культуры, системы знаний о своём крае, традициях, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к Пермской земле.
Личностным результатом обучения краеведению является формирование всесторонне
образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов,
идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения краеведению Пермского края:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся:
осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель
Пермского края). Представление о Пермском крае как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране.
– патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Метапредметными результатами изучения курса «Краеведение. Мой родной Пермский
край» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её,
определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на
практике, оценивать достигнутые результаты, определять цель учебной деятельности;
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством краеведческого знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации и анализировать её. Представлять информацию в
виде конспектов, таблиц, схем, сочинений и сообщений.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и
прежде всего продуктивные задания:
– осознание роли краеведения в познании окружающего мира;
– освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Пермского края, на основе которых формируется мышление учащихся;
– использование исторических и биологических умений в повседневной жизни и
общении.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих
их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «Краеведение. Мой Пермский
край» являются следующие умения:
– понимать роль различных источников краеведческой информации;
– знать особенности природы, населения, хозяйства Пермского края и своего района:
– формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и
антропогенных факторов;
– находить в различных источниках и анализировать информацию;
– определять на карте местоположение объектов в Пермском крае;
– формулировать своё отношение к историческим, природным и антропогенным
причинам изменений, происходящих в окружающей среде;
– использовать биологические знания для осуществления мер по охране природы;
– формулировать своё отношение к историко-культурному и природному наследию Пермского края и своего района.
Задачи:
Образовательные:
познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;
выяснить особенности заселения территории края, формирование её современного
населения;
проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории края
и своего района и возникающие при этом экологические проблемы;
оценить особенности своей местности, её природно-ресурсный потенциал, достопримечательности;
изучить особенности природы Пермского края, выявить взаимосвязи между её компонентами; типы экосистем и их видовой состав, охраняемые виды и территории.
Развивающие:
развивать биологическое и историческое мышление учащихся;
научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных процессов в природе Пермского края;
развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению, истории и биологии;
развивать кругозор учащихся об историческом и природном наследии своего края, его
истории, культуре, многообразии природы.
развивать творческие способности, навыки исследовательской работы.
Воспитательная:
развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать
личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Пермского края и своего района;
укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и
учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний; доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному,
от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ.
Формы и методы работы: познавательная; краеведческая, игровая, проектная деятельность; просмотр презентаций, выполнение посильных творческих работ, участие в
конкурсах.
Содержание программы
5 класс. Странички далёких и близких времён.
Введение (1 час)
Ведение. Посмотрим глазами историка.
Пермский период (1 час).
Пермский период в истории Земли. Р.И.Мурчисон. Свидетельства далеких веков.
Каменный век Прикамья (1 час).
Каменный век Прикамья. Тайна писаного камня. Жизнь древних людей в Прикамье.
Века металлов (2 часа).
Века металлов: бронзовый, железный век. Древние земледельцы и металлурги. Пермский
звериный стиль. Древности камской чуди.
Кто живёт, тот и названия даёт (2 часа).
Кто живёт, тот и названия даёт. Топонимы. Примеры названий рек и населённых пунктов. Имена в истории Прикамья. Стефан Великопермский. Пермские боги. Творческая
работа: сочинение о названиях рек Прикамья.
Чердынь. Ныроб (2 часа).
Чердынь - первая столица Прикамья, Пермь Великая, город на семи холмах. Жизнь в
столичной Чердыни. Ныроб. Имена в истории Прикамья. Строгановы. М.Н.Романов.
Ермак.
Соликамск. Усолье (2 часа).
Соликамск - вторая столица Прикамья. Усолье. Соляные промыслы, структура промысла. Бабиновский тракт. Имена в истории Прикамья. Нарышкины. Демидовы. А.Н. Воронихин. Решить кроссворд о Соликамске.
Кунгур (2 часа)
Кунгур - третья столица Прикамья. Жизнь в столичном Кунгуре. Кунгурские меценаты.
Кунгурская пещера. Имена в истории Прикамья. В.Н.Татищев. К.Т.Хлебников.
Пермь (4 часа)
Основание Перми. Роль В.Н.Татищева в основании Перми. Указ Екатерины Великой о
создании губернского города Пермь.
Строительство города Пермь. Имена в истории
Прикамья. Пермские губернаторы, врачи, ученые. Замечательные жители Перми: Максутовы, Любимовы, Каменские, Дягилевы, Д.Д.Смышляев, А.С.Попов, инженерыизобретатели Н.Г.Славянов и Н.В.Воронцов. Гости Перми: император Александр 1, княгиня Елизавета Федоровна. Творческая работа: составить кроссворд о Перми.
Коми-Пермяцкий округ ( 1 час.)
Коми-Пермяцкий округ. История и достопримечательности. Строгановы. Художник
П.И.Субботин-Пермяк.
Старинные города и посёлки Прикамья (7 час.)
Оса. Оханск. Ильинский. Очер. Добрянка. Чёрмоз. Нытва. Лысьва. Пожва. Суксун.
Орёл. Кын-завод. Павловский. Орда. Всеволодо-Вильва. Бикбарда. Пыскор. Роль городов и поселков в развитии Прикамья. Карагай. История села. Карагайский район. Замечательные люди Карагайского района.
Сочинение о селе Карагай. Подготовить ребусы о старинных городах.
Горное дело и развитие Прикамья (1 час.)
Горное дело и развитие Прикамья. Добыча полезных ископаемых. Железоделательные
заводы. Строительство пароходов и паровозов. Заводские поселения. Подготовить сообщения о жизни рабочих старинных металлургических предприятий.
Новые города Прикамья (2 часа)
Новые города Прикамья. Березники- республика химии. Краснокамск. Чайковский. История новых городов и промышленность. Достопримечательности новых городов.
Прикамье в военные годы (1 час.)
Прикамье в военные годы. Развитие промышленности: все для фронта, все – для Победы! Танковый корпус. Памятники, посвящённые героям Великой Отечественной войны
1941-45 гг. Герои Советского Союза. Т.Н.Барамзина, А.И.Покрышкин. Музей военной
техники.
Прикамье литературное (1 час.)
Прикамье литературное. Писатели, проживавшие или посетившие Прикамье в разные
годы: М.А.Осоргин, Д.Н.Мамин-Сибиряк, П.П.Бажов, А.П.Чехов, Б.Л.Пастернак,
Вс.Н.Иванов, В.П.Астафьев, О.А.Волконская, В.И.Радкевич, А.Л.Решетов, Л.И. Давыдычев, Л.И.Кузьмин, А.В.Иванов и др. Творческая работа: составить кроссворд о писателях
и поэтах Прикамья.
Проект "Моё путешествие" ( 4 час.)
Моё путешествие по городам и селам Прикамья. Моё путешествие по охраняемым культурно-историческим территориям. Моё путешествие по Карагайскому району.
Творческая работа – защита проекта.
Резервный урок (1 час.)
Календарно-тематическое планирование
5 класс
Тема
1. Ведение. Посмотрим глазами историка.
Тема урока
Ведение. Посмотрим глазами историка.
Часы
1
Дата
01-04.09.20
2. Пермский период
3. Каменный век Прикамья
4. Века металлов. Пермский
Пермский период
Каменный век Прикамья
Века металлов.
1
1
1
07-11.09.20
14-18.09.20
21-25.09.20
Пермский звериный стиль
Кто живёт, тот и названия даёт.
1
1
28.09-02.10.20
05.10-09.10.20
Имена в истории Прикамья. Стефан
Великопермский. Пермские боги.
Чердынь - первая столица Прикамья. Ныроб.
1
12.10-16.10.20
1
19.10.23.10.20
Имена в истории Прикамья. Стро-
1
26-28.10.20
звериный стиль
5. Кто живёт, тот и названия даёт.
6. Чердынь. Ныроб.
7. Соликамск. Усолье
8. Кунгур
9. Пермь
10. Коми-Пермяцкий округ
11. Старинные города и посёлки Прикамья
12. Горное дело и развитие
Прикамья
13. Новые города Прикамья
14. Прикамье в военные годы
15. Прикамье литературное
16. Проект «Моё путешествие»
гановы. Ермак.
Соликамск – вторая столица Прикамья. Усолье.
1
05-06.11.20
Имена в истории Прикамья.
Нарышкины. Демидовы. А.Н. Воронихин.
Кунгур – третья столица Прикамья.
Кунгурская пещера.
1
09.-13.11.20
1
16-20.11.20
Имена в истории Прикамья.
К.Т.Хлебников.
Основание Перми. В.Н.Татищев.
Губернский город Пермь.
Имена в истории Прикамья. Пермские губернаторы, врачи, ученые.
Замечательные жители Перми. Гости Перми.
Коми-Пермяцкий округ. Строгановы. П.И.Субботин-Пермяк.
Оса. Оханск. Ильинский. Очер.
1
23-27.11.20
1
1
1
30.11-04.12.20
07-11.12.20
14-18.12.20
1
21-25.12.20
1
28-30.12.20
1
14.01-22.01.21
Добрянка. Чёрмоз. Нытва. Лысьва.
Пожва.Суксун. Орёл.
Кын-завод. Павловский. Орда. Всеволодо-Вильва. Бикбарда. Пыскор.
Карагай. История села.
Карагайский район.
Замечательные люди Карагайского
района.
Горное дело и развитие Прикамья
1
1
1
25-29.01.21
01-05.02.21
08-12.02.21
1
1
1
15-20.02.21
22-26.02.21
01-05.03.21
1
09-12.03.21
Березники.
Краснокамск. Чайковский.
Прикамье в военные годы.
1
1
1
15-19.03.21
22-26.03.21
05-09.04.21
Прикамье литературное
Моё путешествие по городам и селам Прикамья.
Моё знакомство с охраняемыми памятниками истории и культуры
Прикамья
Моё путешествие по Карагайскому
району
Резервный урок
1
1
12-16.04.21
19-23.04.21
1
26-30.04.21
1
04-14.05.21
1
17-21.05.21
Содержание программы
6 класс. Мир живой природы
Введение. (1 час). Роль краеведческих знаний в жизни современного человека. Что
изучает наука «Краеведение». Источники знаний о родном крае. Методы краеведческой
работы. История образования Пермского края, площадь, современная граница.
1. «В горах Пермского края» (3 часа)
Уральские Горы. Самые высокие и низкие отметки высот над уровнем моря на
территории края. Высотная поясность. Альпийские луга.
Растения гор. Грибы. Животные гор. Заповедники Басеги и Вишерский.
Рекомендуемые творческие работы:
1. Подготовка презентации о заповеднике Басеги.
2. «На болоте». (3 часа)
1. Болота. Виды болот. 2. Флора. Что растет на болотах. Растения - хищники.
3.Фауна. Животные болота.
3. «Сосновые леса». (3 часа)
Светлохвойные леса. Бор. Сосняк – беломошник. Грибы. Фитонциды. Что растет в сосняке. Кто живет в сосняке.
Рекомендуемые творческие работы:
1. Рисунки шляпочных грибов.
4. «Темнохвойные леса». (3 часа)
Темнохвойные леса края и района. Их особенности, видовой состав, распространение, хозяйственное использование. Животный мир темнохвойных лесов Пермского
края, основные представители. Использование и охрана животного мира. Животные
края, занесённые в Красную книгу.
Рекомендуемые творческие работы:
1. Растения и животные края, занесённые в Красную книгу (сообщение с рисунком).
5. «В лиственном лесу» (3 часа).
Лиственные леса. Виды лиственных лесов. Что растет в лиственном лесу. Их особенности, видовой состав, распространение. Растения края, занесённые в Красную книгу.
Грибы. Симбиоз с деревьями. Животный мир темнохвойных лесов Пермского края.
Рекомендуемая творческая работа.
1. Составление рассказов о птицах.
6. «На вырубках» (3 часа).
Вторичные леса. Вмешательство человека в естественные ландшафты и последствия. Что растет на вырубках. Их особенности, видовой состав растений. Животный
мир на вырубках, основные представители.
7. «На лугу» (3 часа).
Виды лугов. Что растет на лугах. Их особенности, видовой состав, распространение, хозяйственное использование. Растения края, занесённые в Красную книгу. Животный мир лугов Пермского края, основные представители. Использование и охрана животного мира. Животные края, занесённые в Красную книгу.
Рекомендуемые творческие работы
Оформление словарных облаков.
8. «В лесостепи» (3 часа).
Кунгурская лесостепь. Географическое положение. Что растет в лесостепи. Их
особенности, видовой состав, распространение, приспособленность к условиям обитания, хозяйственное использование. Растения края, занесённые в Красную книгу (адонис
весенний). Грибы в лесостепи. Животный мир лесостепей Пермского края. Основные
представители. Животные края, занесённые в Красную книгу. ООПТ «Спасская гора».
Рекомендуемые творческие работы. Составление кроссвордов.
9. «На реках и озерах» (4 часа).
Прикамье – речной край. Реки Пермского края. Классификация рек. Происхождение названий рек. Использование рек человеком. Озера Пермского края. Особенности
растительности рек и озер. Что растет на берегах рек и озер. Их особенности, видовой
состав, распространение. Растения края, занесённые в Красную книгу. Животный мир
рек и озер Пермского края. Основные представители. Использование и охрана животного мира. Животные водоёмов, занесённые в Красную книгу.
Рекомендуемая творческая работа.
1. Видовой состав рыб водоемов Пермского края.
10. «В городе и селе» (2 часа).
Особенности растительности в городе и селе. Что растет в городах и селах. Их
особенности, видовой состав, распространение, приспособленность к условиям обитания, хозяйственное использование. Растения края, занесённые в Красную книгу.
Животный мир городов и сел Пермского края. Основные представители, адаптация животных к природным условиям региона. Мир птиц. Использование и охрана животного мира. Животные, занесённые в Красную книгу.
Проект «Моё путешествие» (5 часов).
Правила поведения в природе. Животные и растения Красной книги Пермского края.
Растения – символы муниципальных образований Пермского края. Охраняемые территории Пермского края и Карагайского района. Защита проекта.
Резервный урок.
Календарно-тематическое планирование
5 класс
Тема
1. Ведение.
Тема урока
Ведение. Горы. Что растёт в горах
Часы
1
Дата
01-04.09.20
2. В горах
Грибы в горах
Кто в горах живёт
Болота. Что на болотах растёт
Кто на болотах живёт
Что в сосняке растёт
Грибы в сосновом лесу
1
1
1
1
1
1
07-11.09.20
14-18.09.20
21-25.09.20
28.09-02.10.20
05.10-09.10.20
12.10-16.10.20
3. На болоте
4. В сосновом лесу
5. В темнохвойном лесу
6. В лиственном лесу
7. На вырубках
8. На лугу
9. В лесостепи
10. На реках и озёрах
11. В городе и на селе
12. Проект «Моя экскурсия»
Кто в сосняке живёт
1
Что в темнохвойном лесу растёт
Грибы темнохвойного леса
Кто в темнохвойном лесу живет
Что в лиственном лесу растёт
Грибы лиственных лесов
Кто в лиственном лесу живет
Что на вырубках растёт
Грибы на вырубках
Кто на вырубках живет
Что на лугу растет
Грибы на лугу
Кто на лугу живет
Что в лесостепи растет
Грибы в лесостепи
Кто в лесостепи живет
Что в воде растёт
Кто в воде живет. Беспозвоночные
Кто в воде живет. Позвоночные
Что в населенных пунктах растет
Грибы в населенных пунктах
Кто в населенных пунктах живет
Правила поведения в природе
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19.10.23.10.20
26-28.10.20
05-06.11.20
09.-13.11.20
16-20.11.20
23-27.11.20
30.11-04.12.20
07-11.12.20
14-18.12.20
21-25.12.20
28-30.12.20
14.01-22.01.21
25-29.01.21
01-05.02.21
08-12.02.21
15-20.02.21
22-26.02.21
01-05.03.21
09-12.03.21
15-19.03.21
22-26.03.21
05-09.04.21
12-16.04.21
Животные и растения Красной
книги Пермского края
Растения – символы муниципальных образований Пермского края
Охраняемые территории Пермского
края и Карагайского района
Резервный урок
1
19-23.04.21
1
26-30.04.21
1
04-14.05.21
1
17-21.05.21
Критерии оценки учебной деятельности по краеведению
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является зачет, который
выставляется при освоении курса и наличии выполненных зачетных работ в тетради не
менее 50%. При выставлении зачёта предполагается учёт индивидуальных особенностей
учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Требования к выполнению творческих работ
Зачетная работа должна быть выполнена аккуратно, без грамматических ошибок и помарок. Представленная работа должна соответствовать теме. Размер работы должен соответствовать указанному в домашнем задании.
Результатами изучения курса краеведения являются умения:
объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;
знать историю и природу родного края;
знать известных людей родного края;
называть 2-3 достопримечательности края, района, поселка;
называть охраняемые природные и историко-культурные охраняемые объекты;
наблюдать и выделять характерные особенности культуры, природы;
анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в
знаниях из разных источников информации;
создавать творческие работы, доклады, презентации с помощью взрослых
или самостоятельно.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников.
2. составления рефератов по заданной теме;
3. высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях
местной истории, об историко-культурном наследии народов Прикамья и Карагайского
района;
4. использования знаний об историческом пути и традициях Прикамья в общении друг с
другом и другими людьми.
Пособия для учащихся
1. Ефимик Е.Г., Шепель А.И. и др. Мой Пермский край. Мир живой природы. Учебное
пособие для 6-х классов образовательных организаций Пермского края. 2016 г.
2. Животные Прикамья: учебное пособие. – Книга 1 и 2.- Пермь: «Книжный мир», 2001.
3. Назаров Н.Н., Циберкин Н.Г. «Природная география Пермской области (хрестоматия)», Учебное пособие / Пермь Издательство «Книжный мир», 2001 г.
4. Назаров Н.Н., Шарыгин М.Д. «География Пермской области», Учебное пособие /
Пермь Издательство «Книжный мир», 1999 г.
Список литературы для учителя
1. Белавин А.М., Агафонова Н.Н.,. Крылысова Н.Б, Нечаев М.Г., Суслов А.Б. «Страницы
истории Земли Пермской», Пермь «Книжный мир», 1997 г.
2. Ефимик Е.Г., Шепель А.И. и др. Мой Пермский край. Мир живой природы. Учебное
пособие для 6-х классов образовательных организаций Пермского края. 2016 г.
3. Животные Прикамья: учебное пособие. – Книга 1 и 2.- Пермь: «Книжный мир», 2001.
4. Иванова Н.В., Неулыбина А.А., Черных Е.А. «География Пермской области» Пермское книжное издательство, 1984 г.
5. Комлев А., Черных Е. «Реки Пермской области», Пермское книжное издательство,
1984 г.
6. «Твое Прикамье», Пермь книжное издательство, 2002 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением
широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят
перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность – необходимое условие жизни в современном мире,
поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по
управлению собственными средствами, чем 5–10 лет назад, и такие понятия, как
потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты, плотно вошли в нашу
повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени недостаточно тех
финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что
сегодняшние учащиеся – это завтрашние активные участники финансового рынка.
Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит,
завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков,
грамотных вкладчиков.
Обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как
создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для
формирования социального и профессионального самоопределения, а также является
профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой
грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно
социализироваться в обществе.
Программа рассчитана на уровень образования СОО и предназначена для
преподавания в 10–11-х классах любой профильной направленности. Содержание
программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об
управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании
фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов
обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий
и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических
решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в
реальной жизни.
Рабочая программа составлена в соответствии с УМК «Основы финансовой
грамотности», авторы А. Чумаченко и В. Горяев, а также в соответствии со
следующими документами:
1. пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на
2017–2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства от 25.09.2017
№ 2039-р;
3. Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010
№1897;
4. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 №
413.
Цель курса: дать практические знания о финансовой системе, которые нужны
современному человеку каждый день.
На изучение курса отводится 35 часов.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам:
понимание принципов функционирования финансовой системы современного
государства;
понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе
взаимодействия с финансовыми институтами;
понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
Требования к метапредметным результатам:
владение умением решать практические финансовые задачи;
владение информацией финансового характера, своевременный анализ и
адаптация к собственным потребностям;
определение стратегических целей в области управления личными
финансами;
постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;
планирование использования различных инструментов в процессе реализации
стратегических целей и тактических задач в области управления личными
финансами;
владение коммуникативными компетенциями;
нахождение источников информации для достижения поставленных целей и
решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для
подбора информации и обмена ею;
анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Требования к предметным результатам:
владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с
участниками финансовых отношений;
владение основными принципами принятия оптимальных финансовых
решений в процессе своей жизнедеятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Освоение содержания элективного курса «Основы финансовой грамотности»
осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня
обществознания, истории, экономики, права.
Раздел 1. Личное финансовое планирование.
Человеческий капитал. Ваши активы и пассивы. Учет активов и пассивов. Доходы и
расходы семьи. Составление личного финансового плана. Цели, способы достижения
финансовых целей. Стратегия достижения финансовых целей.
Раздел 2. Депозит.
Деньги. Функции денег – накопление. Депозит и его природа. Преимущества и
недостатки депозита. Управление рисками по депозиту.
Раздел 3. Кредит.
Банковский кредит и его виды. Основные характеристики кредита. Выбор наиболее
выгодного кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.
Раздел 4. Расчетно-кассовые операции.
Хранение, обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Дорожные чеки
и банковские карты. Формы дистанционного банковского обслуживания. Мобильный
банкинг.
Раздел 5. Страхование.
Понятие страхования. Участники страхования. Виды страхования. Использование
страхования в повседневной жизни. Страховой полис.
Раздел 6. Инвестиции.
Понятие инвестиции. Как работают инвестиции. Инвестиции в бизнес. Выбор активов.
Финансовые посредники. Инвестиционные предпочтения. Инвестиционный портфель.
Раздел 7. Пенсии.
Пенсия и ее виды. Пенсионная система Российской Федерации. Корпоративные
пенсионные программы. Добровольные частные пенсии. Накопление и сбережение
пенсий.
Раздел 8. Налоги.
Роль налогов в жизни человека и государства. Налоги и их виды. Налог на доходы
физических лиц. Налоговая декларация. Налог на имущество.
Раздел 9. Финансовые махинации.
Махинации с банковскими картами. Махинации с кредитами. Махинации с
инвестициями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Тема
Кол-во часов
Личное финансовое планирование
5
Депозит
4
Кредит
6
Расчетно-кассовые операции
3
Страхование
3
Инвестиции
3
Пенсии
3
Налоги
3
Финансовые махинации
3
Итоговое тестирование
1
Резерв
1
ИТОГО
35