Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Октябрьская СОШ №2»
_____________Конькова И.В. «30»
августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мой Пермский край»
"Литературные расследования" для 7 классов
Автор-составитель:
Абзалова О.А, учитель русского
языка и литературы
п.Октябрьский, 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
от 29.12.2012;
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.12.2014г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и
науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
4. Проект государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ
на 2016- 2020 годы».
Цели реализации программы: воспитать гражданина России, патриота малой
родины, знающего и любящего свой край, пробудить интерес к родному краю,
желание беречь и заботиться о нем.
Общая характеристика учебного предмета
Воспитание гражданина, любящего свою Родину, не может обходиться без
изучения родного края. Краеведческое воспитание становится в настоящее время
одним из важных направлений в работе школьных учреждений. Пропаганда
краеведения становится необходимостью в современной школе. Участие школьников
в
краеведческой
и
исследовательской
деятельности
создает
благоприятные
возможности для освоения школьниками таких общечеловеческих ценностей, как
красота, добро, милосердие. Способствует расширению кругозора учащихся и
углублению знаний по краеведению и литературе родного края.
Курс «Мой Пермский край. Литературные расследования» по своему содержанию
является интегрированным (краеведение - литература). Курс «Мой Пермский край» в
7 классе направлен на изучение литературы родного края и представляет собой форму
литературных расследований. Программа курса поделена на 8 разделов – «дел», как
они названы в учебнике. В процессе работы по каждому разделу учащиеся в
творческой форме знакомятся с жизнью и творчеством одного из писателей, чей
творческий путь в литературе был связан с историей нашего края.
Программа составлена для учащихся 7 классов общеобразовательных школ и
поддерживается одноименным учебным пособием, выпущенным издательством
ВЛАДОС в 2017 г. Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю в течение учебного
года). Срок реализации программы 2018-2019 учебный год.
Задачи курса
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
• Расширять знания учащихся о многообразии мира художественной литературы
родного края
•
прививать
школьникам
умения
и
навыки
поисковой
деятельности:
систематизировать собранный материал, оформлять его, делать выводы.
Развивающие:
• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить
работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
• развивать познавательный интерес к знаниям о литературе родного края;
• развивать творческие способности учащихся и их эстетический вкус
Воспитательные:
• способствовать пробуждению интереса к творчеству писателей родного края
• содействовать развитию любви, чувства гордости за родной край;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты
• ориентация в системе моральных норм и ценностей на основе изучения
произведений художественной литературы родного края;
• сознание, признание высокой ценности художественной литературы родного
края.
Коммуникативные результаты
• умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
• умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
• умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор;
• умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою
позицию не враждебным для оппонентов образом;
• умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои
затруднения;
• умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в группе и
сотрудничать в совместном решении проблемы ( задачи).
Познавательные результаты
• Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, определителей;
• осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
• освоить основы ознакомительного, творческого, усваивающего и критического
чтения.
• Запись, фиксация информации об авторах и произведениях Пермского края, в
том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный
текст.
Регулятивные результаты:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его
временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к
преодолению препятствий.
Межпредметные связи:
с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из
текстов изучаемых произведений;
с уроками математики: умение вычислять численность населения, площадь;
с уроками литературного чтения: умение находить главное и значимое в тексте,
выделять главную мысль, умение составлять план прочитанного.
с уроками географии: определять стороны горизонта, ориентироваться на
местности.
Содержание программы.
Введение (1час).
Включение в новый раздел знаний, связь данного курса с изучением других
курсов и образовательных областей.
Знакомство с курсом, учебным пособием, его особенности, правила пользования
им. Понятие о литературном краеведении.
Тема 1. «Об исчезнувшем городе, речном божестве и чемодане» М.А.Осоргин (3
часа).
Задача темы: формирование представления о жизни и творчестве М.А.Осоргина,
связь творчества писателя с природой Пермского края.
Тема 2. «О птичьих гнездах, авиаторах и эликсире молодости» Василий
Каменский (3 часа).
Задача темы: формирование представления о жизни и творчестве В.В.Каменском,
о становлении поэтического мировоззрения писателя.
Тема 3. «О невидимом оружии, сыре – боре, Homo humanitas. Аркадий Гайдар. (4
часа).
Задача темы: формирование представления о жизни и творчестве А.П. Гайдара.
Знакомство с Пермским периодом в творчестве писателя.
Тема 4. «О таинственном золоте, кораблекрушении и пельменях» Александр
Грин. ( 4 часа)
Задача темы: формирование представления о жизни и творчестве Александра
Грина. Формирование понятия о «тяжкожилых» героях Александра Грина и героях –
чудотворцах.
Тема 5 «О подземном мире, коварных хранителях и динамите» Павел Бажов. (7
часов)
Задача темы: формирование представления о жизни и творчестве Павла Бажова.
Знакомство с Уральскими сказами писателя.
Тема 6. «О двух родинах, любви и ящике с петухом» Виктор Астафьев. (3 часа)
Задача темы: формирование представления о жизни и творчестве Виктора
Астафьева. Знакомство с экологической тематикой рассказов писателя.
Тема 7. « О брыкающемся коне, жадной бумаге и восторженном человеке» Борис
Пастернак. (3 часа)
Задача темы: формирование представления о жизни и творчестве Бориса
Пастернака. Знакомство с Уральским периодом творчества писателя.
Тема 8. «О кино без кинокамеры, кумачовых сарафанах и тишине» Василий
Немирович – Данченко. (4часа)
Задача темы: формирование представления о жизни и творчестве Василии
Немировиче - Данченко.
Формирование представления о развитии киноискусства в Пермском крае.
Заключение (3 часа)
Подведение итогов, повторение и обобщение по курсу «Мой Пермский край.
Литературные расследования».
Основные виды устных и письменных работ
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и
учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого
лица,
художественный
(с
максимальным
использованием
художественных
особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя
или героев (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское
чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию.
Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога
литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых
в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и
пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных,
энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным
произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему
небольшого объема.
Создание рассказа-характеристики одного из героя или группы героев (групповая
характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину,
художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание оригинального произведения (презентации, кроссворда, коллажа по
теме).
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
В результате изучения курса «Мой Пермский край. Литературные расследования»
в 7 классе обучающиеся должны:
Знать/понимать
содержание изученных литературных произведений,
основные факты жизни и творчества писателей XIX – XX веков,
знать основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
воспроизводить содержание литературного произведения,
работать с книгой, использовать различные виды чтения (ознакомительное,
просмотровое, поисковое, выразительное и др.),
оценивать характеры героев, их поступки;
заучивать наизусть и выразительно читать,
выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные
и письменные высказывания в сжатом или развернутом виде;
участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно
отстаивать свою;
выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с
коммуникативной задачей,
составлять план, использовать различные источники информации для решения
коммуникативных задач.
Использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни.
овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни;
уметь ориентироваться в окружающем мире,
уметь вести диалог, доказывать свою точку зрения, используя различные
аргументы;
Формы организации образовательного процесса.
Формой контроля, предусмотренной курсом, является создание творческих работ,
таких как викторины, кроссворды, презентации по пройденному материалу, участие в
инсценировках по художественным произведениям, изучаемым к курсе программы,
участие в учебных мини- проектах.
Технологии, используемые в образовательном процессе.
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания
образования
в
соответствии
с
требованиями
стандартов;
технологии,
построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В
основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их
репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных
умений и навыков.
Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала
обучающимися,
различающимися
по
уровню
обучаемости,
повышения
познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических
потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для
освоения программного материала в различных областях на различных
уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей
обучающихся,
их
интеллектуального
потенциала,
познавательных
возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата,
самостоятельное
добывание
знаний,
творческое,
интеллектуально-
познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
Личностно-ориентированные
технологии
обучения,
способ
организации
обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и
способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их
индивидуальных способностей.
Технология индивидуализации обучения
Информационно-коммуникационные технологии.
№
П/
п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Тип
урока
Требования к уровню подготовки учащихся
Предметные
Познаватель-ные
Регулятивные
Коммуникативные
ууд
ууд
ууд
Введение (1 ч.)
Урок
Формирование Уметь искать и Осознают
Уметь
ставить
«открыт Стартовой
выделять
качество
и вопросы
и
ия»
Мотивации к
необходимую
уровень
обращаться
за
нового
Обучению.
информацию из усвоения.
помощью к учебной
знания
учебника,
литературе
определять
понятия,
создавать
обобщения.
«Об исчезнувшем городе, речном божестве и чемодане» М. А. Осоргин (3 часа).
Урок
Формирование Выделять
и Уметь оценивать Устанавливают
«открыт разных
формулировать
и
Рабочие
ия»
способов и
познавательную
формулировать
Отношения, учатся
нового
форм действия цель
то,
что
уже Эффективно
знания
усвоено
Сотрудничать
1
Введение
предмет
в
1
2
М.А. Осоргин.
Детство
и
юность
1
3
Творческая
биография
М.А. Осоргина
1
Урок
общеме
тодичес
кой
направл
енности
4
Роль пермского
края
в
творчестве
М.А. Осоргина
1
Урок
общеме
тодичес
кой
направл
енности
Беседа, работа
с учебником,
разработка
маршрута
экскурсии по
родному
городу
Формирование
разных
способов и
форм действия
Осознанно и
произвольно
строят речевые
высказывания в
устной и
письменной
форме.
синтезировать
полученную
информацию для
составления
ответа (текст)
Осознают
качество и
уровень
усвоения,
корректируют
свою работу.
моделировать
монологическое
высказывание,
аргументировать
свою позицию.
уметь
определять меры
усвоения
изученного
материала
задает
вопросы,
слушает, отвечает на
вопросы
других;
формулирует
собственные мысли,
высказывает
и
обосновывает свою
точку зрения
Техноло-гии
Личност-ные
ууд
Освоение
Личностного
Смысла
Учения,
Желания
Учиться.
Знание
основных
принципов и
правил
отношения к
природе.
Здоровьесбе
режения,
дифференци
рованного
подхода, икт
Здоровьесбе
режения,
личностно
ориентирова
нного, ИКТ,
развитие
творческих
способносте
й
формировани Здоровьесбе
е
навыков режения,
исследования дифференци
текста
с рованного
опорой
не подхода, икт
только на
информацию
Позитивная
Здоровьесбе
моральная
режения,
самооценка
дифференци
рованного
подхода, икт
5
Расследование
первое: птенец
в гнезде
1
6
Расследование
второе: певчая
птица
–
обретение
голоса
1
7
Расследование
третье:
«крыловейност
ь»,
поэт
–
перелетная
птица
1
8
Расследование
первое: добрые
дела
1
9
Пермский
период
биографии
Гайдара
1
в
А.
«О птичьих гнездах, авиаторах и эликсире молодости» Василий Каменский (3 часа).
Урок
Знакомство с
уметь
Ставят учебную уметь делать анализ
«открыт творчеством
синтезировать
задачу
текста,
используя
ия»
писателя.
полученную
изученную
нового
информацию для
терминологию и
знания
составления
полученные знания
ответа (текст)
Урок
формирование извлекает
уметь
Обмениваются
необходимую
определять меры знаниями между
общеме навыков
информацию из усвоения
членами группы
тодичес исследования
текста
с
опорой
текстов,
изученного
кой
относящихся
к материала
направл не только на
различным
енности информацию
жанрам;
определяет
основную
и
второстепенную
информацию
Урок
Характеристик Устанавливают
Составляют план уметь делать анализ
причиннои
текста,
используя
общеме а образа.
Обобщение
и
следственные
последовательно
изученную
тодичес
систематизация связи.
сть действий.
терминологию и
кой
изученного.
полученные знания
направл
енности
«О невидимом оружии, сыре – боре, Homo humanitas. Аркадий Гайдар. (4 часа).
Урок
Знакомство с
Выделяют и
Сличают свой
Адекватно
«открыт творчеством
формулируют
способ действия используют
ия»
писателя.
познавательную
с
речевые средства
нового
цель.
эталоном.
для дискуссии и
знания
аргументации
Урок
рефлекс
ии
формирование
навыков
исследования
текста с опорой
не только на
информацию
извлекает
необходимую
информацию
текстов,
относящихся
различным
жанрам;
определяет
основную
Любовь к
родной
природе.
Чувство
гордости за
свою страну
Оптимизм в
восприятии
мира.
Уважение
истории,
культурных и
исторических
памятников.
Любовь к
родной
природе.
Чувство
гордости за
свою страну
Составляют план уметь делать анализ Уважение
и
текста,
используя истории,
из последовательно изученную
культурных и
сть действий.
терминологию и
исторических
к
полученные знания
памятников
и
Здоровьесбе
режения,
дифференци
рованного
подхода,
проблемног
о обучения,
ИКТ,
педагогика
сотрудничес
тва,
проектной
деятельност
и,
формирован
ия
умственных
действий,
«критическо
го»
мышления
10
Расследование
второе:
невидимое
оружие
1
11
«А
дальше
была война…»
1
12
Расследование
первое:
зов
моря
1
13
Расследование
второе:
сказочник
1
14
Расследование
третье: герой
1
15
Чудо в нашей
жизни
1
второстепенную
информацию
Урок
Характеристик Устанавливают
Составляют план Обмениваются
рефлекс а образа.
причиннои
знаниями между
ии
Обобщение и
следственные
последовательно членами группы
систематизация связи.
сть действий.
изученного.
Урок
формирование Выделяют и
Ставят учебную Адекватно
общеме навыков
формулируют
задачу
используют
тодичес исследования
познавательную
речевые средства
кой
текста с опорой цель.
для дискуссии и
направл не только на
аргументации
енности информацию
«О таинственном золоте, кораблекрушении и пельменях» Александр Грин. ( 4 часа)
Урок
Знакомство с
уметь
Ставят учебную уметь делать анализ
«открыт творчеством
синтезировать
задачу
текста,
используя
ия»
писателя.
полученную
изученную
нового
информацию для
терминологию и
знания
составления
полученные знания
ответа (текст)
Урок
формирование извлекает
уметь
Обмениваются
необходимую
определять меры знаниями между
общеме навыков
информацию из усвоения
членами группы
тодичес исследования
текста
с
опорой
текстов,
изученного
кой
относящихся
к материала
направл не только на
информацию
различным
енности
жанрам;
определяет
основную
и
второстепенную
информацию
Урок
Характеристик Устанавливают
Составляют план уметь делать анализ
а
образа.
причиннои
текста,
используя
общеме
следственные
последовательно изученную
тодичес Обобщение и
систематизация связи.
сть действий.
терминологию и
кой
изученного.
полученные знания
направл
енности
Урок
«открыт
ия»
формирование
навыков
исследования
Уметь
синтезировать
полученную
Ставят учебную
задачу
Оптимизм в
восприятии
мира.
Доброжелате
льное
отношение к
окружающим.
Любовь к
родной
природе.
Чувство
гордости за
свою страну
Оптимизм в
восприятии
мира.
Уважение
истории,
культурных и
исторических
памятников.
уметь делать анализ Любовь к
текста,
используя родной
изученную
природе.
нового
знания
текста с опорой информацию для
терминологию и
не только на
составления
полученные знания
информацию
ответа (текст)
«О подземном мире, коварных хранителях и динамите» Павел Бажов. (7 часов)
Урок
Знакомство с
Выделять
и Уметь оценивать Устанавливают
«открыт творчеством
формулировать
и
Рабочие
ия»
писателя.
познавательную
формулировать
Отношения, учатся
нового
цель
то,
что
уже Эффективно
знания
усвоено
Сотрудничать
16
Павел Бажов: 1
испытание
умом
17
Павел Бажов: 1
испытание
красотой
и
верностью
Урок
общеме
тодичес
кой
направл
енности
18
Павел Бажов: 1
Испытание
трудом
Урок
общеме
тодичес
кой
направл
енности
19
Павел Бажов: 1
испытание
темнотой
и
молчанием
20
Испытание
золотом
дружбой
Урок
общеме
тодичес
кой
направл
енности
Урок
общеме
тодичес
кой
направл
енности
Урок
«открыт
ия»
21
Испытание
талантом
1
и
1
Чувство
гордости за
свою страну
Знание
основных
принципов и
правил
отношения к
природе.
Беседа, работа Осознанно и
Осознают
моделировать
формировани
с учебником, произвольно
качество и
монологическое
е
навыков
разработка
строят речевые
уровень
высказывание,
исследования
маршрута
высказывания в
усвоения,
аргументировать
текста
с
экскурсии по устной и
корректируют
свою позицию.
опорой
не
сказке
письменной
свою работу.
только на
форме.
информацию
Формирование Синтезировать
уметь
задает
вопросы, Позитивная
разных
полученную
определять меры слушает, отвечает на моральная
способов и
информацию для усвоения
вопросы
других; самооценка
форм действия составления
изученного
формулирует
ответа (текст)
материала
собственные мысли,
высказывает
и
обосновывает свою
точку зрения
Формирование Устанавливают
Составляют план уметь делать анализ Уважение
разных
причиннои
текста,
используя истории,
способов и
следственные
последовательно изученную
культурных и
форм действия связи.
сть действий.
терминологию и
исторических
полученные знания
памятников.
Характеристик
а образа.
Обобщение и
систематизация
изученного.
Устанавливают
причинноследственные
связи.
Составляют план
и
последовательно
сть действий.
уметь делать анализ
текста,
используя
изученную
терминологию и
полученные знания
Уважение
истории,
культурных и
исторических
памятников.
Формирование
навыков
исследования
Уметь
синтезировать
полученную
Ставят учебную
задачу
уметь делать анализ Любовь к
текста,
используя родной
изученную
природе.
нового
знания
22
Испытание
благородством
и
бескорыстием
23
Расследование 1
первое: родина
«с
ноготь
величиной»
24
Расследование 1
второе: «Не у
каждого жена
Марья, а кому
бог даст»
25
26
1
текста с опорой информацию для
терминологию и
не только на
составления
полученные знания
информацию
ответа (текст)
Урок
Беседа, работа Осознанно и
Осознают
моделировать
общеме с учебником, произвольно
качество и
монологическое
тодичес разработка
строят речевые
уровень
высказывание,
кой
маршрута
высказывания в
усвоения,
аргументировать
направл экскурсии по устной и
корректируют
свою позицию.
енности родному
письменной
свою работу.
городу
форме.
«О двух родинах, любви и ящике с петухом» Виктор Астафьев. (3 часа)
Урок
Знакомство с
Выделяют и
Сличают свой
Адекватно
«открыт творчеством
формулируют
способ действия используют
ия»
писателя.
познавательную
с
речевые средства
нового
цель.
эталоном.
для дискуссии и
знания
аргументации
Урок
рефлекс
ии
формирование
навыков
исследования
текста с опорой
не только на
информацию
Чувство
гордости за
свою страну
формировани
е
навыков
исследования
текста
с
опорой
не
только на
информацию
Любовь к
родной
природе.
Чувство
гордости за
свою страну
Составляют план уметь делать анализ Уважение
и
текста,
используя истории,
из последовательно изученную
культурных и
сть действий.
терминологию и
исторических
к
полученные знания
памятников
извлекает
необходимую
информацию
текстов,
относящихся
различным
жанрам;
определяет
основную
и
второстепенную
информацию
Расследование 1
Урок
Характеристик Устанавливают
Составляют план Обмениваются
третье:
«Не
рефлекс а образа.
причиннои
знаниями между
навреди!»
ии
Обобщение и
следственные
последовательно членами группы
систематизация связи.
сть действий.
изученного.
« О брыкающемся коне, жадной бумаге и восторженном человеке» Борис Пастернак. (3 часа)
Расследование 1
Урок
Знакомство с
Выделяют и
Сличают свой
Адекватно
первое:
«открыт творчеством
формулируют
способ действия используют
Пастернак
и
ия»
писателя.
познавательную
с
речевые средства
Урал
нового
цель.
эталоном.
для дискуссии и
знания
аргументации
Оптимизм в
восприятии
мира.
Любовь к
родной
природе.
Чувство
гордости за
свою страну
27
28
29
30
31
Расследование 1
второе:
пять
секретов
Урок
рефлекс
ии
извлекает
Составляют план уметь делать анализ
необходимую
и
текста,
используя
информацию из последовательно изученную
текстов,
сть действий.
терминологию и
относящихся
к
полученные знания
различным
жанрам;
определяет
основную
и
второстепенную
информацию
Расследование 1
Урок
Характеристик Устанавливают
Составляют план Обмениваются
второе:
пять
рефлекс а образа.
причиннои
знаниями между
секретов
ии
Обобщение и
следственные
последовательно членами группы
систематизация связи.
сть действий.
изученного.
«О кино без кинокамеры, кумачовых сарафанах и тишине» Василий Немирович – Данченко. (4 часа)
Биография
1
Урок
Осуждение
Выбирают
Определяют
Умеют работать в
В.Немировича
«открыт безделья, лени, наиболее
последовательно парах, эффективно
- Данченко
ия»
хвастовства.
эффективные
сть
сотрудничать
нового
Аллегория и
способы решения промежуточных
знания
мораль в басне. задачи в
целей с учетом
Особенности
зависимости от
конечного
языка 18 века.
конкретных
результата.
условий.
Зарождении
1
Урок
Комическое
Анализируют
Предвосхищают Используют
кинематографа
общеме изображение
объект, выделяя
временные
языковые средства
как искусства
тодичес «знатока», не
существенные и
характеристики
для отображения
кой
понимающего
несущественные
достижения
своих чувств,
направл истинного
признаки.
результата
мыслей и
енности искусства.
(когда
побуждений.
будет
результат?).
Уважение
истории,
культурных и
исторических
памятников
Роль
1
Пермского
края
в
творческой
биографии
В.Немировича
Уважение
истории,
культурных и
исторических
памятников
Урок
рефлекс
ии
Формирование
навыков
исследования
текста с опорой
не только на
информацию
Формирование
навыков
исследования
текста с опорой
не только на
информацию
извлекает
необходимую
информацию
текстов,
относящихся
различным
Составляют план
и
из последовательно
сть действий.
к
уметь делать анализ
текста,
используя
изученную
терминологию и
полученные знания
Оптимизм в
восприятии
мира.
Ориентация в
особенностях
социальных
отношений и
взаимодейств
ий.
Ориентация в
системе
моральных
норм и
ценностей
- Данченко
жанрам;
определяет
основную
и
второстепенную
информацию
Характеристик Устанавливают
Составляют план
а образа.
причиннои
Обобщение и
следственные
последовательно
систематизация связи.
сть действий.
изученного.
Заключение (3 часа)
Выдвигают и
Оценивают
Умеют слушать
обосновывают достигнутый
и
гипотезы,
результат
слышать друг
предлагают
друга.
способы их
проверки
32
Кунгур
большом
экране
на 1
Урок
рефлекс
ии
Обмениваются
знаниями между
членами группы
Оптимизм в
восприятии
мира.
33
Итоговый урок 1
- конференция
Урок
рефлекс
ии
Освоение
общемирового
культурного
наследия
Проблемы
благородства,
достоинства и
чести
Нравственны
е
проблемы
Проблемы
благородства,
достоинства и
чести
Нравственны
е
проблемы
Проблемы
благородства,
достоинства и
чести
Нравственны
е
проблемы
34
Итоговый урок
- конференция
1
Урок
рефлекс
ии
Выдвигают и
обосновывают
гипотезы,
предлагают
способы их
проверки
Оценивают
достигнутый
результат
Умеют слушать
и
слышать друг
друга.
Освоение
общемирового
культурного
наследия
35
Итоговый урок
- конференция
1
Урок
рефлекс
ии
Выдвигают и
обосновывают
гипотезы,
предлагают
способы их
проверки
Оценивают
достигнутый
результат
Умеют слушать
и
слышать друг
друга.
Освоение
общемирового
культурного
наследия
Литература для обучения
Учебное пособие Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки: литературные
расследования/Под. ред. Р.А. Кассиной/(А.В.Фирсова, Е.В. Лившиц, Е.А.Князева, З.С.
Антипина, К.Э. Шумов, Т.И. Пастаногова, М.Г. Вершинина). – М.:Издательство
ВЛАДОС, 2017
Средства обучения
Портреты поэтов и писателей
Раздаточный материал по темам курса
Интернет-ресурсы:
https://sites.google.com/site/literaturnoeprikameproekt/ - Мой Пермский край.
Литературные расследования.
https://sport.permkrai.ru/ - министерства культуры, спорта и туризма Пермского
края
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/154700.html - авторы Пермского края
https://minobr.permkrai.ru/about/news/17084/
Пермского края
-
министерство
образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением
широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят
перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность – необходимое условие жизни в современном мире,
поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по
управлению собственными средствами, чем 5–10 лет назад, и такие понятия, как
потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты, плотно вошли в нашу
повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени недостаточно тех
финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что
сегодняшние учащиеся – это завтрашние активные участники финансового рынка.
Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит,
завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков,
грамотных вкладчиков.
Обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как
создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для
формирования социального и профессионального самоопределения, а также является
профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой
грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно
социализироваться в обществе.
Программа рассчитана на уровень образования СОО и предназначена для
преподавания в 10–11-х классах любой профильной направленности. Содержание
программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об
управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании
фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов
обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий
и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических
решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в
реальной жизни.
Рабочая программа составлена в соответствии с УМК «Основы финансовой
грамотности», авторы А. Чумаченко и В. Горяев, а также в соответствии со
следующими документами:
1. пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на
2017–2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства от 25.09.2017
№ 2039-р;
3. Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010
№1897;
4. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 №
413.
Цель курса: дать практические знания о финансовой системе, которые нужны
современному человеку каждый день.
На изучение курса отводится 35 часов.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам:
понимание принципов функционирования финансовой системы современного
государства;
понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе
взаимодействия с финансовыми институтами;
понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
Требования к метапредметным результатам:
владение умением решать практические финансовые задачи;
владение информацией финансового характера, своевременный анализ и
адаптация к собственным потребностям;
определение стратегических целей в области управления личными
финансами;
постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;
планирование использования различных инструментов в процессе реализации
стратегических целей и тактических задач в области управления личными
финансами;
владение коммуникативными компетенциями;
нахождение источников информации для достижения поставленных целей и
решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для
подбора информации и обмена ею;
анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Требования к предметным результатам:
владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с
участниками финансовых отношений;
владение основными принципами принятия оптимальных финансовых
решений в процессе своей жизнедеятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Освоение содержания элективного курса «Основы финансовой грамотности»
осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня
обществознания, истории, экономики, права.
Раздел 1. Личное финансовое планирование.
Человеческий капитал. Ваши активы и пассивы. Учет активов и пассивов. Доходы и
расходы семьи. Составление личного финансового плана. Цели, способы достижения
финансовых целей. Стратегия достижения финансовых целей.
Раздел 2. Депозит.
Деньги. Функции денег – накопление. Депозит и его природа. Преимущества и
недостатки депозита. Управление рисками по депозиту.
Раздел 3. Кредит.
Банковский кредит и его виды. Основные характеристики кредита. Выбор наиболее
выгодного кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.
Раздел 4. Расчетно-кассовые операции.
Хранение, обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Дорожные чеки
и банковские карты. Формы дистанционного банковского обслуживания. Мобильный
банкинг.
Раздел 5. Страхование.
Понятие страхования. Участники страхования. Виды страхования. Использование
страхования в повседневной жизни. Страховой полис.
Раздел 6. Инвестиции.
Понятие инвестиции. Как работают инвестиции. Инвестиции в бизнес. Выбор активов.
Финансовые посредники. Инвестиционные предпочтения. Инвестиционный портфель.
Раздел 7. Пенсии.
Пенсия и ее виды. Пенсионная система Российской Федерации. Корпоративные
пенсионные программы. Добровольные частные пенсии. Накопление и сбережение
пенсий.
Раздел 8. Налоги.
Роль налогов в жизни человека и государства. Налоги и их виды. Налог на доходы
физических лиц. Налоговая декларация. Налог на имущество.
Раздел 9. Финансовые махинации.
Махинации с банковскими картами. Махинации с кредитами. Махинации с
инвестициями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Тема
Кол-во часов
Личное финансовое планирование
5
Депозит
4
Кредит
6
Расчетно-кассовые операции
3
Страхование
3
Инвестиции
3
Пенсии
3
Налоги
3
Финансовые махинации
3
Итоговое тестирование
1
Резерв
1
ИТОГО
35