Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Октябрьская СОШ №2»
_____________Конькова И.В. «30»
августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Информатика в задачах» для 10 – 11 классов
Автор-составитель:
Нигматуллина Д.Г.,
учитель информатики
п.Октябрьский, 2023
Пояснительная записка
Элективный курс «Информатика в задачах» направлен на подготовку учеников 10-11 классов к
ЕГЭ по информатике и ИКТ. Данная программа составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования, ФЗ «Об образовании»
Целью настоящего курса является подготовка учащихся к единому государственному экзамену
по информатике и ИКТ.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате единого
государственного экзамена;
изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;
сформировать умение работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения
экзамена в целом;
сформировать умение эффективно распределять время на выполнение заданий различных
типов;
сформировать умение правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
Формы проведения занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, тренинги
по тематическим блокам.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частичнопоисковые, практические.
Общая характеристика учебного курса
Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу
информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого
государственного экзамена.
Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся не только познакомиться
со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе,
выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ.
Описание места учебного курса в учебном плане
Учебный курс реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками
образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Форма
реализации – элективный курс. Общий объем курса – 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты
В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные результаты, сформированные в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением техники безопасности,
гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Личностные результаты:
формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению,
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способности ставить
цели и строить жизненные планы.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:
формирование представления об особенностях проведения, о структуре и содержании КИМов
ЕГЭ по информатике;
формирование навыков и умений эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов; применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по
основным тематическим блокам по информатике: подсчитывать информационный объём сообщения;
осуществлять перевод из одной системы счисления в другую; осуществлять арифметические действия
в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; использовать стандартные
алгоритмические конструкции при программировании; строить и преобразовывать логические
выражения; строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему; использовать
необходимое программное обеспечение при решении задачи; писать программы.
Содержание учебного курса
Модуль 1. Математические основы информатики
Тема 1. Кодирование информации
Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации. Правило Фано.
Кодирование звуковой информации. Кодирование растровой графической информации. Измерение
количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации
Учащиеся должны знать
методы измерения количества информации
Учащиеся должны уметь:
кодировать и декодировать информацию
определять объём памяти, необходимый для хранения звуковой и графической информации
подсчитывать информационный объём сообщения
Тема 2. Системы счисления
Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы счисления с
другим основанием и обратно. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.
Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных системах счисления.
Учащиеся должны знать
о записи целых чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
о записи целых чисел в позиционных системах счисления с различными основаниями.
Учащиеся должны уметь:
записывать целые числа в позиционных системах счисления с различными основаниями.
Тема 3. Основы логики
Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические
операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция. Основные законы алгебры
логики, их использование для преобразования логических выражений. Логические игры. Нахождение
выигрышной стратегии.
Учащиеся должны знать
основные понятия и законы математической логики.
Учащиеся должны уметь:
строить и анализировать таблицы истинности;
преобразовывать логические выражения;
строить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию.
Тема 4. Моделирование
Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде.
Учащиеся должны уметь:
Умение сопоставить таблицу и схему, соответствующие одному и тому же графу
Умение найти количество путей в графе, удовлетворяющих заданным требованиям
Модуль 2. Информационные и коммуникационные технологии
Тема 1. Электронные таблицы и базы данных
Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля. Электронные таблицы,
формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек
Учащиеся должны знать
способы представления информации в базах данных.
Учащиеся должны уметь:
обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах.
Тема 2. Компьютерные сети
IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция. Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений
и исключений.
Учащиеся должны знать
базовые принципы сетевой адресации.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять поиск информации в сети Интернет.
Модуль 3.Алгоритмизация и программирование
Тема 1. Исполнение алгоритмов. Программирование
Тема 2. Задания по программированию с развернутым ответом
Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов, цикл,
ветвление. Синтаксис, типы данных, операции, выражения языка программирования (Pascal). Вводвывод данных, использование подпрограмм и функций. Использование стандартных библиотек. Работа
с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка
Учащиеся должны знать
формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, или умение
создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд;
основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора
присваивания.
Учащиеся должны уметь:
исполнять рекурсивный алгоритм;
исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд;
работать с массивами;
анализировать алгоритм, содержащего цикл и ветвление;
анализировать программу, использующую процедуры и функции;
анализировать результат исполнения алгоритма;
прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные
ошибки;
составить алгоритм и записать его в виде простой программы на языке программирования;
создавать собственные программы для решения задач средней сложности.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации предполагаемого учебного курса можно использовать отдельные издания в виде
учебного и методического пособий:
1. ЕГЭ 2020. Информатика. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для
подготовки к единому государственному экзамену / Д.М. Ушаков. – Москва: АСТ, 2019.
2. ЕГЭ 2020. Информатика. 16 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от
разработчиков ЕГЭ / В.Р. Лещинер. – М.: Издательство «Экзамен», 2020.
3. Задачник-практикум (Часть 1). Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2014.
4. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. Ч. 2. /К.Ю. Поляков, Е.А.
Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
5. Информатика. 11 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
6. Информатика. Единый Государственный Экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное
пособие] / В.Р. Лещинер, С.С. Крылов, А.П. Якушкин. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр»,
2020.
7. Крылов С.С. Информатика и ИКТ. Методические рекомендации для учащихся по
индивидуальной подготовке к ЕГЭ 2020 года. – М.: ФИПИ, 2020.
8. Крылов С.С. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа
типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по Информатике и ИКТ. – М.: ФИПИ, 2020.
9. Ушаков Д., Юркова Т. Паскаль для школьников. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011.
Календарно – тематическое планирование
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Тема урока
Модуль 1. Математические основы информатики
1.1 Кодирование информации
Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и
декодирование информации. Правило Фано
Кодирование растровой графической информации
Измерение количества информации. Алфавитный
подход к определению количества информации
Решение заданий (№5,9,10,13)
1.2 Системы счисления
Позиционные системы счисления. Перевод чисел из
десятичной системы в системы счисления с другим
основанием и обратно
Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная
системы счисления
Выполнение действий над числами, записанных вне
десятичных системах счисления
Решение заданий (№1,16)
1.3 Основы логики
Логические значения, операции и выражения. Таблица
истинности. Основные логические операции:
отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация,
эквиваленция
Основные законы алгебры логики, их использование
для преобразования логических выражений
Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии
Решение заданий (№2,18)
Решение заданий (№23)
Решение заданий (№26)
1.4 Моделирование
Графы. Представление графа в виде схемы и в
табличном виде
Решение заданий (№3,15)
Модуль 2. Информационные и коммуникационные
технологии
2.1 Электронные таблицы и базы данных
Реляционные базы данных. Объекты, отношения,
ключевые поля
Электронные таблицы, формулы, абсолютные и
относительные адреса ячеек
Решение заданий (№4,7)
2.2 Компьютерные сети
. IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция
Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и
исключений
Решение заданий (№12,17)
Модуль 3.Алгоритмизация и программирование
3.1 Исполнение алгоритмов Программирование
Основные алгоритмические конструкции: линейная
последовательность операторов, цикл, ветвление
Кол-во
часов
16
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
2
1
1
6
3
1
1
1
3
1
1
1
10
7
1
Дата проведения
план
факт
№
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Тема урока
Синтаксис, типы данных, операции, выражения ЯП
Pascal
Ввод-вывод данных, использование подпрограмм
ифункций. Использование стандартных библиотек
Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по
заданному критерию, сортировка
Решение заданий (№6,8,11,14,19,20)
Решение заданий (№21)
Решение заданий (№22)
3.2 Задания по программированию с развернутым
ответом
Задания по программированию с развернутым
ответом (№24)
Задания по программированию с развернутым
ответом (№25)
Задания по программированию с развернутым
ответом (№27)
Тренинг по вариантам
33.
Выполнение тренировочного варианта
34.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
Дата проведения
план
факт
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением
широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят
перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность – необходимое условие жизни в современном мире,
поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по
управлению собственными средствами, чем 5–10 лет назад, и такие понятия, как
потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты, плотно вошли в нашу
повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени недостаточно тех
финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что
сегодняшние учащиеся – это завтрашние активные участники финансового рынка.
Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит,
завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков,
грамотных вкладчиков.
Обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как
создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для
формирования социального и профессионального самоопределения, а также является
профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой
грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно
социализироваться в обществе.
Программа рассчитана на уровень образования СОО и предназначена для
преподавания в 10–11-х классах любой профильной направленности. Содержание
программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об
управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании
фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов
обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий
и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических
решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в
реальной жизни.
Рабочая программа составлена в соответствии с УМК «Основы финансовой
грамотности», авторы А. Чумаченко и В. Горяев, а также в соответствии со
следующими документами:
1. пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на
2017–2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства от 25.09.2017
№ 2039-р;
3. Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010
№1897;
4. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 №
413.
Цель курса: дать практические знания о финансовой системе, которые нужны
современному человеку каждый день.
На изучение курса отводится 35 часов.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам:
понимание принципов функционирования финансовой системы современного
государства;
понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе
взаимодействия с финансовыми институтами;
понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
Требования к метапредметным результатам:
владение умением решать практические финансовые задачи;
владение информацией финансового характера, своевременный анализ и
адаптация к собственным потребностям;
определение стратегических целей в области управления личными
финансами;
постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;
планирование использования различных инструментов в процессе реализации
стратегических целей и тактических задач в области управления личными
финансами;
владение коммуникативными компетенциями;
нахождение источников информации для достижения поставленных целей и
решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для
подбора информации и обмена ею;
анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Требования к предметным результатам:
владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с
участниками финансовых отношений;
владение основными принципами принятия оптимальных финансовых
решений в процессе своей жизнедеятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Освоение содержания элективного курса «Основы финансовой грамотности»
осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня
обществознания, истории, экономики, права.
Раздел 1. Личное финансовое планирование.
Человеческий капитал. Ваши активы и пассивы. Учет активов и пассивов. Доходы и
расходы семьи. Составление личного финансового плана. Цели, способы достижения
финансовых целей. Стратегия достижения финансовых целей.
Раздел 2. Депозит.
Деньги. Функции денег – накопление. Депозит и его природа. Преимущества и
недостатки депозита. Управление рисками по депозиту.
Раздел 3. Кредит.
Банковский кредит и его виды. Основные характеристики кредита. Выбор наиболее
выгодного кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.
Раздел 4. Расчетно-кассовые операции.
Хранение, обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Дорожные чеки
и банковские карты. Формы дистанционного банковского обслуживания. Мобильный
банкинг.
Раздел 5. Страхование.
Понятие страхования. Участники страхования. Виды страхования. Использование
страхования в повседневной жизни. Страховой полис.
Раздел 6. Инвестиции.
Понятие инвестиции. Как работают инвестиции. Инвестиции в бизнес. Выбор активов.
Финансовые посредники. Инвестиционные предпочтения. Инвестиционный портфель.
Раздел 7. Пенсии.
Пенсия и ее виды. Пенсионная система Российской Федерации. Корпоративные
пенсионные программы. Добровольные частные пенсии. Накопление и сбережение
пенсий.
Раздел 8. Налоги.
Роль налогов в жизни человека и государства. Налоги и их виды. Налог на доходы
физических лиц. Налоговая декларация. Налог на имущество.
Раздел 9. Финансовые махинации.
Махинации с банковскими картами. Махинации с кредитами. Махинации с
инвестициями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Тема
Кол-во часов
Личное финансовое планирование
5
Депозит
4
Кредит
6
Расчетно-кассовые операции
3
Страхование
3
Инвестиции
3
Пенсии
3
Налоги
3
Финансовые махинации
3
Итоговое тестирование
1
Резерв
1
ИТОГО
35