Мой Пермский край_8

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Октябрьская СОШ №2»
_____________Конькова И.В. «30»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"Мой Пермский край. Географические
экспедиции"
для 8 классов

Автор-составитель:
Алексеев Д.В., учитель
географии

п.Октябрьский, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по географии» Краеведение Прикамья» для обучающихся 8 класса
разработана на основании:
•Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021
года);
• приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего
образования»;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением
главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; •
Программа предназначена для изучения основ краеведения.
Идеи регионализации в последнее время приобретают особое звучание в связи с новой
концепцией устойчивого развития России, в которой специально выделяется
региональный аспект экономических и социальных проблем. Современная ситуация
обнаруживает острую потребность в регионализации образования, которая предполагает
становление развитого регионального образовательного пространства. Краеведческий
материал изучается на уроках разных учебных дисциплин, но существенным элементом
образовательного пространства должно выступить географическое краеведческое
образование.
Современная идеология образования ориентируется на развитие личности учащихся,
обладающей высоким уровнем развития коммуникативных компетенций. Введение
понятия “компетенций” в нормативную и практическую составляющую образования
обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо
овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в
реальной жизни, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач
или проблемных ситуаций. В данном контексте задача формирования у учащихся
необходимых компетенций, обеспечивающих им гибкость и способность к адаптации в
социуме, становится наиболее актуальной для образования. Лучшим средством для
решения этих образовательных задач является данная программа краеведения. В ней
предлагается вариант изучения родного края, основанной на основных принципах
преподавания предмета: демократизации, гуманизации, экологизации, комплектности,
интеграции. Используются методологические принципы конструирования национальнорегионального компонента краеведческого образования: структурность, системность,
динамичность.
Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и
умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику
основных объектов природы, населения, проблем родного края. Сильной стороной
программы является её прикладная направленность. Реализация регионального
компонента ориентирует учащихся на организацию личностного познания родного края
от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.

2

Ученики самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально
организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ,
высказывая собственные гипотезы, развивая собственное творчество.
Основные цели курса:
1. Расширять и углублять знания по краеведению Пермского края.
2. Совершенствовать картографические умения, навыки ведения наблюдений, обработки и
анализа результатов, использования источников краеведческого содержания.
Общеобразовательные задачи:
 Обеспечивать формирование коммуникативной компетентности учащихся.
 Способствовать
самоопределению
личности
в
системе
социальных,
межличностных отношений к природной, экономической, социокультурной среде, по
отношению к другим народам, этносам и их ценностям.
 Способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся,
целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в
исследовании и преобразовании.
 Развивать гибкость мышления и поведения, объективно-необходимых в условиях
становления рыночной экономики и наукоёмких производств.
 Способствовать воспитанию экологического сознания.
Предметные задачи:
 Интересно и доступно способствовать получению знаний об особенностях
заселения Пермского края, о многообразии ее природных, хозяйственных, социальных
особенностей.
 Развивать картографические, практические, экологические умения и навыки.
 Развивать умения пользоваться материалами СМИ, специальной литературой
краеведческого содержания.
 Сформировать системное представление о крае как целостном регионе и
одновременно как о субъекте Российской Федерации, в котором локализуются и
развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и
явления.
 Развивать представление о регионе как о пространстве, в котором осуществляется
жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности.
 Показать большое практическое значение взаимосвязи природных, экономических,
социокультурных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в
природе.
 Формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о крае.
Концептуальные положения: ориентация учащихся на географическое, гуманитарное,
естественно научное изучение природы и хозяйственной деятельности Малой Родины,
формирование личности средствами школьного краеведения, а не только собственно
предметными знаниями, составляющими основу краеведения.
Подходы и принципы:
Принцип научности позволяет сформировать четкую систему знаний по географии
родного края;
Принцип регионализации способствует детальному изучению области с позиций
принадлежности к процессам глобализации и уникальности;
Краеведческий подход основан на народных и научных знаниях и применяется как форма
познания;
Принцип гуманизации рассматривает центральное положение человека, как главного
действующего лица цивилизации, от действий которого зависит будущее родного края;

3

Индуктивный подход благоприятствует организации самостоятельных исследований
учащихся по географии родного края, соответствует возрастным особенностям
психической деятельности подростков;
Картографический предполагает к изучению курса привлекать карты Пермского края –
главный источник географических знаний.
Ведущие теоретические идеи:
Научить учащихся видеть перспективы и преимущества будущей взрослой жизни в
родном крае.
Мобилизовать учащихся на самоопределение и саморазвитие, на поиски путей решения
местных проблем экономического и экологического характера.
Научить видению перспектив и возможных последствий хозяйственной деятельности
людей.
Расширить коммуникативные компетенции учащихся.
Актуальность избранной проблемы проявляется в непрерывной связи изучения основ
науки с практикой, жизнью, окружающей действительностью.
Новизна - в приближении содержания географического образования к окружающей
действительности.
Трудоемкость: учитель должен владеть полным объемом информации о родном крае по
своему предмету, знать дополнительные источники информации, свободно владеть
информацией, владеть способами выявления индивидуальных особенностей и
потребностей учащихся.
Роль и место географического краеведения в ориентации учащихся на отечество как
ценность
В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест
принадлежит изучению географии родного края. Программа по географии Пермского края
рассчитана на 34 часа. Данная программа дополняется дидактическим комплектом,
включающим учебное пособие, учебные практические материалы.
Особенности программы:
- расширение перечня практических работ, ориентирующих на активное и
самостоятельное познание явлений и процессов развивающих практические и творческие
умения учащихся;
- усиление внимания к изучению родного края, бережного отношения к природе.
Содержание курса играет большую роль в формировании научного мировоззрения,
способствует развитию мышления у учащихся, обеспечивает достижение необходимого
уровня географических знаний, понимание высокой значимости жизни, а также ценности
знаний о родном крае, их месте в научной картине мира и в практической деятельности.
Последовательность тем обусловлена логикой развития основных географических
понятий и способствует формированию эволюционного мышления. Значительное место в
программе отведено экскурсиям, практической работе и проведению наблюдений. Это
дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: развивать память,
наблюдательность обучать приемам самостоятельной работы, способствовать развитию
любознательности, интереса к предмету, чувство любви к родному краю. Учащиеся
разных классов несколько лет собирают, систематизируют, исследуют материалы по
географии города, района, области. Работа на уроках строится как исследовательская:
учащиеся находят дополнительную литературу, систематизируют материал, знакомятся с
памятниками природы.
Вариативность изучения. В условиях различной подготовленности учащихся программа
рассчитана на значительную вариативность за счет различного объема и уровня
сложности, выполняемых учащимися практических и творческих заданий.
Усиление практической направленности знаний. Приобретаемые учащимися знания не
должны быть сугубо теоретическими, а должны помочь правильно выбрать свой
4

жизненный путь, осознанно и ответственно относиться к себе и окружающим, прожить
полноценную и счастливую жизнь.
Активное овладение знаниями. В современном мире крайне важно умение не просто
пассивно усваивать знания, но и уметь обрабатывать информацию, уметь правильно
воспользоваться ею. В связи с этим предусмотрено существенное увеличение проблемных
вопросов, творческих и практических заданий.
Географическое краеведение позволяет:
 всесторонне изучать природу и экономику своей области, города, района;
 формировать у учащихся правильные представления о природных объектах,
процессах, явлениях;
 привить учащимся умения самостоятельно приобретать знания,
 сформировать навыки исследовательского характера;
 научить делать правильные мировоззренческие выводы;
 развивать творчески способности у детей;
 прививать познавательный интерес к предмету;
 активизировать географическое краеведение;
 формировать у детей понимания взаимосвязи с природой и места человека в
окружающей его природной среде;
 овладение навыками поведения в окружающей предметной среде и приемами
постижения природных закономерностей.
Для успешного изучения географического краеведения необходимо:
 подготовленность учителя;
 продуманная методика изучения родного края;
 систематичность использования местного материала,
 необходимость пересмотра перспективного планирования;
 научная основа изучения края.
Этапы работы:
1. Учитель дает начальную информацию о родном крае.
2. Учитель совместно с учащимися дает оценку собранному материалу.
3. Учитель руководит исследовательской работой.
Учащиеся должны знать:
 суть понятия “краеведение”;
 источники комплексного изучения Пермского края;
 терминологию, предусмотренную курсом на понятийном уровне;
 особенности освоения территории;
 особенности природы и ресурсно-природный потенциал края;
 правила поведения на природе;
 правила проведения практических работ особенности экономико-географического
положения края;
 особенности национального состава и населения края;
 виды хозяйственной деятельности населения;
 структуру экономики;
 отрасли специализации;
 социально-экономические проблемы населения и пути их решения.
Учащиеся должны уметь:
вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала;
определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями
природных условий и ресурсов;
давать описание природных и хозяйственных объектов;
вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов;
5

определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы;
владеть приемами моделирования в решении имеющихся проблем.
Результаты программы:
Приобщение подростков к изучению родного края.
Привлечение учащихся к научной деятельности: написанию отчетов, докладов, проектов,
рефератов и их выступления;
Повышение географических и коммуникативных компетенций выпускников школ;
Воспитание настоящих хозяев своей земли.
Отслеживание результатов должно происходить через тестирование;
качество выполнения практических и творческих работ учащихся;
выступления учащихся с докладами, рефератами на уроках-конференциях;
развитие интереса к науке и желание её глубоко изучать.

Календарно-тематическое планирование курса «Мой Пермский край.
Географические экспедиции» (8 класс)
(34 часа, 1 час в неделю)
Курс состоит из 8 разделов в виде туристических маршрутов.
№ Раздел и
уро урока
ка
1
Введение
2

3

4

5

6

7

тема час
ы

Маршрут
1
«Пермский северстрана
горных
хребтов»
Маршрут 2
«Река Вишера –
древний путь»
Маршрут 3
«Соликамск,
Березники, Усольебратья по соли»
Маршрут 4
«Древняя парма –
коми – пермяки»
Маршрут 5
«Ландшафтная
мозайка Северной
пармы»
Маршрут
6
«Заветные деревья
и природная аптека

Практические и творческие задания

Д\З

1

стр.
4- 5
Составить список вещей, предметов и стр.
продуктов, которые понадобятся для похода 7-17
в горы на несколько дней

1

Вишерский заповедник,
уникальность

1

Практическая работа «Сходства и различия 3 стр.26городов Верхнекамья»
36

1

Культурные ценности коренных народов стр.39Прикамья
44

1

Презентации и сообщения об охраняемых стр.
растениях, занесенных в Красную книгу 45-54
Пермского края и России

1

Видеофильмы, презентации и сообщения об стр.56охраняемых
растениях,
занесенных
в 62
Красную книгу Пермского края и России

1

Формула места: горы, реки, соль

его

красоты

и стр.1825

6

8

9

10

11

12

13

14

15

16

пармы»
Маршрут 7
«Южная
пармавстреча природы и
культуры»
Маршрут 8
«Древняя тектоника
и
современное
богатство края»
Маршрут 9
«Горнозаводский
край – прошлое и
настоящее»
Маршрут 9
«Города – заводы
Чусовой и Лысьва»
Маршрут 10
«Кизел-Губаха
векторы развития»

Проектное
задание
«Будущее
Коми- стр.63Пермяцкого округа глазами современного 73
специалиста»

1

Горнозаводское Прикамье
Окаменевшие ископаемые, горные породы и стр.75минералы Пермского края
79

1

Практическая работа «Города – заводы, чем стр.80они отличаются от современных городов»
86

1

Каковы основные пути решения городов, где
основой является одно градообразующее
предприятие?
Социальные
последствия
ликвидации
угольных шахт.

1

Маршрут 11
1
«Любопытный
ребенок и научные
открытия»
Маршрут 12
1
«Оханский
перекресток»
Маршрут 13
1
«Ворота Прикамья»
Маршрут 14
«Нижнекамье
имена и люди»

1
–

17

Маршрут 15
«Плодородный юг»

1

18

Маршрут 16
«Чайковский
город
труда
романтиков»
Маршрут 17
«Природные

1

1920

–
и
2

стр.8794
стр.95104

Формула пути
Проект «Моя родословная на Прикамской стр.
земле»
107117
Практическая работа «Сходства и различия
г Оханска и г. Перми» почему Оханск не стал
крупным городом.
В.В. Верещагин и
город – станция на
Пермской земле

стр.
118127
стр.
128137
Наблюдаем,
изучаем,
исследуем- стр.
практическая работа стр 149 «Сравнительная 139характеристика народов Прикамья по 149
различным признакам»
Рисунки гербов Куединского, Осинского, стр.
Чернушинского и Чайковского районов их 150сходства и различия стр. 151
157
Почему сельские населенные пункты стали стр.
городами
159167
Какие уникальные природные объекты могут стр.
быть использованы в сфере туризма?
1697

2122
2324

2526
27

2829

30

31

32

33

34

феномены Урала»
Маршрут 18
2
«Предприниматель
ство и территория»
Маршрут 19
2
«Туристическая
визитная карточка
пермского края»
Маршрут 20
2
«Судьба города –
география и время»
Маршрут 21
1
«Современная
Пермь – город
инноваций
Маршрут 22
2
«Пермская
агломерация
и
маршруты
выходного дня»
Маршрут 23
«Пространство
креативной Перми»
География
Александровска (3
часа)
Туристический
маршрут в
Александровск
и
его окрестности
Отличительные
особенности
нашего города
Роль
Александровска в
масштабе края и
страны.
Экскурсия в
краеведческий
музей.

175
Кунгурские мастера их опыт в керамическом стр.
производстве
176187
Индивидуальный проект «Моя визитная стр.
карточка Пермского края»
188199
Формула движения
История Перми в лицах и событиях

стр.20
1-214

Традиционные фестивали в г Перми

стр.21
5-221

Один день выходного дня в Перми

стр.22
2-230

стр.23
1-241

1

1

«Географическое
положение
Александровска», практическая работа по
картам атласа Пермского края

1

1

Роль
машиностроительного
время.

Александровского
завода в военное

1

История
возникновения
Александровска

города

Итого 34 часа
8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».