Положение о наставничестве_ОСОШ 2

Рассмотрено
Педагогический совет
МБОУ «Октябрьская СОШ №2»
Протокол №123 от 30.08.2022

Утверждаю
Директор МБОУ «Октябрьская СОШ №2»
_______И.В.Конькова
Приказ №01-12/215 от 30.08.2022 г.

Положение
о системе наставничества педагогических работников
в МБОУ «Октябрьская СОШ №2»
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников определяет
цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества в образовательной организации
МБОУ «Октябрьская СОШ №2» (далее именуется – Положение). Разработано в соответствии
с нормативной правовой базой в сфере образования и наставничества.
1.2. В Положении используются следующие понятия:
Наставник
–
педагогический
работник,
назначаемый
ответственным
за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется
наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые
навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои
профессиональные затруднения.
Куратор – сотрудник образовательной организации или учреждения из числа
ее социальных партнеров (другие организации, осуществляющие образовательную
деятельность – школы, вузы, колледжи; учреждения культуры и спорта, дополнительного
профессионального образования, предприятия), который отвечает за реализацию
персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и
адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении
которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через
организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной
ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Персонализированная
программа
наставничества
–
это
краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и
видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической
деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных
профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
1.3. Основными принципами системы наставничества педагогических работников являются:
-принцип
научности
–
применение
научно-обоснованных
методик
и технологий в сфере наставничества педагогических работников;
-принцип
системности
и
стратегической
целостности
–
разработка
и реализация практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых
компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и
уровне образовательной организации;
-принцип легитимности – соответствие деятельности по реализации программы
наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой
базе;
-принцип обеспечения суверенных прав личности – приоритет интересов личности и
личностного
развития
педагога
в
процессе
его
профессионального

и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение
к личности наставляемого и наставника;
-принцип
добровольности,
свободы
выбора,
учета
многофакторности
в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
-принцип аксиологичности – формирование у наставляемого и наставника ценностных
отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и
окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
-принцип личной ответственности – ответственное поведение всех субъектов
наставнической деятельности (куратора, наставника, наставляемого) к внедрению практик
наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов
наставничества;
-принцип индивидуализации и персонализации наставничества – сохранение
индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории
развития;
-принцип равенства – наставничество реализуется людьми, имеющими равный
социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей,
ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.
1.4. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному
процессу
образовательной
организации.
Решение
об освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей для
участия в мероприятиях плана реализации персонализированной программы наставничества
принимает руководитель образовательной организации в исключительных случаях при
условии обеспечения непрерывности образовательного процесса в образовательной
организации и замены их отсутствия.
II. Цели и задачи наставничества
2.1.
Цель
системы
наставничества
педагогических
работников
в образовательной организации – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды
наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному
профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию
педагогических работников, самореализации и закреплению молодых специалистов в
педагогической профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
- содействовать созданию в образовательной организации психологически комфортной
образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного,
профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их
индивидуальной профессиональной траектории;
- оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды,
эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической
поддержки педагогических работников образовательной организации, региональных систем
научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитию
горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном и внешкольном уровнях;
способствовать
развитию
профессиональных
компетенций
педагогов
в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования современных
информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения
разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том
числе молодых педагогов;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении
которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической
деятельности конкретной образовательной организации, ознакомление с традициями и

укладом школьной жизни, а также в преодолении профессиональных трудностей,
возникающих при выполнении должностных обязанностей;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество;
ускорять
процесс
профессионального
становления
и
развития
педагога,
в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности
самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные
обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
- содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении
которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим
принципам, а также требованиям, установленным законодательством;
- знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с
эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе,
направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять
возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
2.3. В образовательной организации применяются разнообразные формы наставничества
("педагог – педагог", "руководитель образовательной организации – педагог") по отношению к
наставнику или группе наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в
зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющихся
профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов.
Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от
запланированных эффектов.
Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации
наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как
видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайнсообщества. Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен
опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары
"наставник – наставляемый", привлечь профессионалов и сформировать банк данных
наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц.
Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник
взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).
Краткосрочное
или
целеполагающее
наставничество
–
наставник
и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных
целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен
приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь
поставленных целей.
Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится
наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный
педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации
учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное
наставничество
–
наставник
оказывает
помощь
или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль
наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную
ситуацию, значимую для его подопечного.
Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого (наставляемых) с
наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью
построения
взаимоотношений
с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами
или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели
индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из
авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить
отношения "наставник – наставляемый".

Традиционная форма наставничества – взаимодействие между более опытным и
начинающим работником в течение определенного продолжительного времени. Обычно
проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт, навыки,
личностные характеристики.
Форма наставничества "учитель – учитель" – способ реализации целевой модели
наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары "учительпрофессионал – учитель, вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения".
Форма наставничества "руководитель образовательной организации – учитель" способ
реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической
пары "руководитель образовательной организации – учитель", нацеленную на
совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых результатов
руководителем
образовательной
организации
посредством
создания
необходимых
организационно-педагогических, кадровых, методических, психолого-педагогических условий и
ресурсов.
III. Организационные основы системы наставничества
3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия приказом
руководителя образовательной организации.
3.3. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора Школы и
руководители школьных методических объединений, в которых организуется наставничество.
3.4. Руководитель методического объединения выбирает наставника из подготовленных
учителей по следующим критериям:
-высокий уровень профессиональной подготовки;
-развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;
-опыт воспитательной и методической работы;
-стабильные результаты в работе;
-способность и готовность делиться профессиональным опытом;
-стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.
3.5. Наставник может иметь одновременно не более двух наставляемых специалистов.
3.6. Назначение производится при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста, за
которым он будет закреплен, приказом директора Школы с указанием срока наставничества
(не менее одного года). Приказ о закреплении наставника издается не позднее двух недель с
момента назначения молодого специалиста на должность.
3.7. Наставничество устанавливается для следующих категорий сотрудников Школы:
-учителей, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в школе; -специалистов,
имеющих стаж педагогической деятельности не более трех лет;
-учителей, переведенных на другую работу, в случае, если выполнение ими новых служебных
обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения
определенными практическими навыками;
-выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшим в
Школу по распределению или на практику;
-выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений
завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в Школе.
3.8. Замена наставника производится приказом директора Школы в случаях: -увольнения
наставника; -перевода на другую работу наставляемого или наставника; -по обоюдному
согласию.
3.9 Показателями оценки эффективности работы наставника для дальнейшего
стимулирования является выполнение персонализированной программы.
3.10 Стимулирование наставника производится в рамках ФОТ.
IV. Права и обязанности наставника
4.1. Права наставника:

- привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников
образовательной организации с их согласия;
- знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или
получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется наставничество;
- обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной организации с
просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
- осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки
выполнения заданий.
4.2. Обязанности наставника:
- руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации, региональными
и локальными нормативными правовыми актами образовательной организации при
осуществлении наставнической деятельности;
- находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательной организации,
осуществляющими работу с наставляемым по программе наставничества (предметные
объединения, психологические службы, школа молодого учителя, педагогический совет);
- осуществлять включение молодого специалиста в общественную жизнь коллектива,
содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора, в том числе и
на личном примере;
создавать
условия
для
созидания
и
научного
поиска,
творчества
в педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности;
- содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательской
деятельности,
организуя
участие
в
мероприятиях
для молодых педагогов различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции,
форумы);
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью
наставляемого,
вносить
предложения
о
его
поощрении
или применении мер дисциплинарного воздействия;
- рекомендовать участие наставляемого в профессиональных конкурсах различного уровня,
оказывать всестороннюю поддержку и методическое сопровождение.
V. Права и обязанности наставляемого
5.1. Права наставляемого:
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- участвовать в составлении персонализированной программы наставничества педагогических
работников;
обращаться
к
наставнику
за
помощью
по
вопросам,
связанным
с должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;
- вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных
программ наставничества педагогических работников образовательной организации;
обращаться
к
куратору
и
руководителю
образовательной
организации
с ходатайством о замене наставника.
5.2. Обязанности наставляемого:
-изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации", иные федеральные, региональные, муниципальные и локальные нормативные
правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, деятельность в сфере
наставничества педагогических работников;
- реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества в
установленные сроки;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
- знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные направления
профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в образовательной
организации;

- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных,
профессиональных обязанностей;
совершенствовать
профессиональные
навыки,
практические
приемы
и способы качественного исполнения должностных обязанностей;
- устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные затруднения;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;
- учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы, правильно
строить свои взаимоотношения с ним.
VI. Руководство работой наставника
6.1. Руководитель образовательной организации:
-осуществляет общее руководство и координацию внедрения системы наставничества
педагогических работников в образовательной организации;
-издает локальные акты образовательной организации о внедрении системы наставничества и
организации наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- утверждает куратора (ответственного) за реализацию программ наставничества,
способствует отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их;
- утверждает дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их
участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической
деятельностью;
-способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества, осуществляет
контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам наставничества
(заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение
координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по
проблемам наставничества);
-способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального
мастерства педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших практик
наставничества педагогических работников.
6.2. Куратор реализации программ наставничества:
- назначается руководителем образовательной организации из числа заместителей
руководителя;
- своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в
образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в наставническую
деятельность в качестве наставляемых;
- предлагает руководителю образовательной организации для утверждения состава школьного
методического объединения наставников для утверждения (при необходимости его создания);
- разрабатывает дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- ведет банк (персонифицированный учет) наставников и наставляемых, в том числе в
цифровом формате
с использованием ресурсов Интернета – официального сайта
образовательной организации/страницы, социальных сетей;
-формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ наставничества
педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного и эффективного
опыта совместно со школьным методическим советом наставников или административной
командой;
-осуществляет
координацию
деятельности
по
наставничеству
с ответственными и неформальными представителями муниципальной системы
наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами (если таковые имеются);
-организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том числе на
стажировочных площадках и в базовых школах с привлечением наставников из других
образовательных организаций;

-курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ наставничества;
- организует совместно с руководителем образовательной организации мониторинг
реализации
системы
наставничества
педагогических
работников
в образовательной организации;
- осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы
наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности педагогов в различные
формы наставничества и повышения квалификации педагогических работников, формирует
итоговый аналитический отчет о реализации системы наставничества, реализации
персонализированных программ наставничества педагогических работников;
-фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ наставничества
в формах статистического наблюдения (при необходимости).
VII. Документы, регламентирующие наставничество.
7.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
- настоящее Положение;
- приказ директора Школы об организации наставничества;
- план работы с наставляемыми на учебный год, утвержденный директором и включающий в
себя этапы работы с наставляемым специалистом;
- методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по
наставничеству.
7.2. По окончании срока наставничества наставляемый специалист и наставник в течение 10
дней должны сдать заместителю директора следующие документы:
- отчет о проделанной работе;
- отзыв и предложения по дальнейшей работе наставляемого специалиста.
VIII. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем
образовательной организации и действует бессрочно.
8.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с
вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и
вновь принятыми локальными нормативными актами образовательной организации.
8.3. Настоящее Положение подлежит размещению на официальном сайте МБОУ
«Октябрьская СОШ №2»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».