Положение о библиотеке

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 2»

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №123
от «30» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Октябрьская СОШ №2»
__________И.В.Конькова
«30» августа 2022 г.

Положение о библиотеке
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о библиотеке МБОУ «Октябрьская СОШ №2» (далее – Школа)
разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями на 16 апреля 2022 года и
Федеральным Законом от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (в редакции от 11 июня
2021 года), с учетом Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О
противодействии экстремистской деятельности» с изменениями от 1 июля 2021 года, а
также Устава школы и других нормативных правовых актов Российской Федерации,
регламентирующих деятельность общеобразовательных организаций.
1.2. Данное Положение о библиотеке школы (далее - Положение) обозначает основные
принципы, задачи и функции библиотеки в школе, определяет организацию деятельности,
управление, порядок пользования школьной библиотекой, а также регламентирует права и
обязанности пользователей и работников библиотеки.
1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и базисные функции библиотеки школы,
которая способствует формированию культуры личности учащихся школы и позволяет
повысить эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательной
деятельности.
1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы и определяет
уровень требований к библиотеке как к структурному подразделению школы.
1.5. Школьная библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в
учебно-воспитательной деятельности в целях обеспечения права участников
образовательной деятельности на бесплатное пользование библиотечно-информационными
ресурсами.
1.6. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в соответствии с
российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в
обществе идеологическим и политическим многообразием.
Образовательная и просветительная функции библиотеки базируются на максимальном
использовании достижений общечеловеческой культуры. Обеспеченность библиотеки
учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании
образовательной организации.
1.7. Согласно ст. 35 п.1 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.12г. «Об образовании в
Российской Федерации» школьная библиотека доступна и бесплатна для читателей,
обучающихся, учителей и других работников школы. Удовлетворяет также запросы
родителей на литературу по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей.
1.8. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности
обучающихся на основе усвоения Федеральных государственных образовательных
стандартов (ФГОС), содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в
1

обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных
образовательных
программ,
воспитание
гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением, федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов
субъектов Российской Федерации, решениями органа управления образованием и Уставом
школы.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма,
общедоступности,
приоритета
общечеловеческих
ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков,
предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями 1 июля 2022 года).
2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к осуществлению
экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость
осуществления такой деятельности, в том числе публикаций, обосновывающих или
оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающих
практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или
частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или
религиозной группы.
2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114ФЗ относятся:
✓ официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
✓ материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с
международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и
содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального
закона;
✓ любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
2.5. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской
литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к
распространению на территории Российской Федерации.
2.6. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации,
перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в
Правилах пользования библиотекой.
2.7. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки.
2.8. Организация обслуживания участников образовательной деятельности производится в
соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности, санитарногигиеническими требованиями и нормами.
3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования учащихся и
педагогов школы.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся, педагогам,
родителям (законным представителям) учащихся — доступа к информации, знаниям, идеям,
культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных
ресурсов на различных носителях:
• бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
2

• цифровом (DVD -диски);
• коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение пользованию книгой.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения
образования учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.
4. Основные функции библиотеки
Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная, информационная,
культурная.
4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
✓ комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и
нетрадиционных носителях информации, учитывая Федеральный список экстремистской
литературы, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
утвержденный Федеральным органом исполнительной власти;
✓ пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных
других учреждений и организаций;
✓ осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
✓ организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог, базы данных по профилю школы;
✓ разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели
и т.п.);
✓ обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
✓ обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
✓ предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их
интересов и информационных потребностей;
✓ создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
✓ способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах,
телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
✓ организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой
и информацией;
✓ оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
✓ организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской
культуры личности, содействует развитию критического мышления.
3

4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
✓ выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
✓ создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы
школы, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и
темам;
✓ способствует проведению занятий по формированию информационной культуры.
4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся:
✓ удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
✓ консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы.
4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету библиотечного фонда и
обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и
массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг,
читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные
условия для обслуживания читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с
целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки.
4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в работе
совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.
4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда,
согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда школы.
5. Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами, учебным и воспитательным планами школы, программами,
проектами и планом работы школьной библиотеки.
5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на
комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и
(или) абсолютных размеров финансирования из бюджета. Денежные средства за сданную
библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы
библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
5.3. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества
школьной библиотеки.
5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для
деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом школы.
5.5. Режим работы библиотеки определяется педагогом – библиотекарем в соответствии с
правилами внутреннего распорядка школы.
5.6. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
✓ двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
✓ одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится;
✓ не менее одного раза в месяц — методического дня.
4

6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет
директор школы, который утверждает нормы и технологические документы, планы и
отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности
библиотеки, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также за
создание комфортной информационной среды для читателей.
6.2. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (педагог –
библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед
директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за
организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными
обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым
договором и Уставом школы.
6.3. Педагог-библиотекарь (библиотекарь) назначается директором школы, является членом
педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы.
6.4. Педагог-библиотекарь (библиотекарь) отвечает за организацию работы библиотеки и
результаты ее деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе, которые
обсуждаются на Педагогическом совете и утверждаются директором. Годовой план работы
библиотеки является частью общего годового плана школы.
6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами
об образовании и (или) квалификации.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием
работы школы. Два часа рабочего дня выделяется на выполнение внутри библиотечной
работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день.
6.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к
должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными
правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.
6.8. Трудовые отношения работников библиотеки и школы регулируются трудовым
договором, условия которого не должны противоречить трудовому законодательству
Российской Федерации.
6.9. Педагог – библиотекарь подлежит аттестации в соответствии с порядком,
установленным Правительством Российской Федерации, должен удовлетворять
требованиям соответствующих квалификационных характеристик, Устава и Положения.
6.10. Библиотечный работник должен строго соблюдать настоящее Положение, правила и
требования охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки и в школы.
7. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
7.1. Педагог – библиотекарь имеет право:
▪ самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с целями и
задачами, указанными в настоящем Положении и Уставе школы;
▪ проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
▪ определять источники комплектования информационных ресурсов;
▪ изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
▪ определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными
директором школы, и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры
компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;

5

▪ взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию ущерба,
нанесенного пользователями библиотеки, за несовершеннолетних пользователей
ответственность несут законные представители;
▪ вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе
надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не
входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным
мероприятиям, связанным с вредными условиями труда;
▪ участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке, определяемом
Уставом;
▪ на аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих нормативных актах
Правительства РФ;
▪ быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
▪ участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
7.2. Педагог-библиотекарь обязан:
▪ обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
▪ информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
▪ формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных
изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами
всех категорий пользователей;
▪ совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
▪ обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
▪ обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой
школы;
▪ вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке перед
директором школы.
7.3. Библиотечный работник несет ответственность:
▪ за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством о труде,
Правилами внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым договором;
▪ за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением;
▪ за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации.
8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
✓ получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой школы услугах;
✓ пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
✓ получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
✓ получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания,
аудиовизуальные документы и другие источники информации;
✓ продлевать срок пользования документами и литературой;
✓ участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
✓ обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
✓ соблюдать правила пользования библиотекой;

6

✓ бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать
в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
✓ пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в помещении
библиотеки школы;
✓ убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых книгах несет последний пользователь;
✓ расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу (исключение:
обучающиеся 1- 4 классов);
✓ возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
✓ заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо
компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
✓ полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
школы.
9. Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку производится в
индивидуальном порядке, а родителей (иных законных представителей) обучающихся — по
паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский
формуляр.
9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
9.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в библиотеке
производится в присутствии педагога – библиотекаря.
9.6. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно.
9.7. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь может обращаться
к педагогу – библиотекарю.
9.8. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим оплату и к
ресурсам, указанным в Федеральном списке экстремистской литературы.
9.9. Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки производится согласно
утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям, а также правилам охраны труда и
пожарной безопасности.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным нормативным
актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в
действие) приказом директора школы.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
10.3. Положение о библиотеке школы принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. настоящего
Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».