МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
Принято:
Педсоветом школы
Протокол № 100
от «28» августа 2020 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы:
___________ /И.В.Конькова /
«28» августа 2020 г.
Положение
о дополнительном профессиональном образовании
педагогических работников
I. Общие положения.
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об
образовании в РФ», Уставом МБОУ «Октябрьская СОШ №2» (далее - Школа) и определяет
порядок прохождения курсовой подготовки с целью повышения квалификации педагогических
работников Школы.
1.2. Настоящее Положение определяет основные методологические принципы и понятия, на
которых строится работа по повышения профессиональной компетентности, отражающей
реальную квалификацию педагогических работников Школы, цели, задачи, порядок и формы её
организации.
1.3. Профессиональная компетентность педагогических работников является важнейшим
фактором, влияющим на эффективность работы Школы, что, в конечном счете, определяет
качество образования детей.
1.4. Соответствие профессиональной компетентности педагогического персонала Школы уровню
требований, предъявляемых к современной системе образования, обязывает иметь в структуре
внутришкольного
управления
отдельную
подсистему,
обеспечивающую
постоянное
совершенствование профессиональных качеств педагогов.
1.5. Основные методологические понятия:
квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий
подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
курсы повышения квалификации – это обновление знаний и навыков лиц, имеющих
профессиональное образование в связи с повышением требований к уровню их квалификации и
необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач. Этот вид
дополнительного образования, согласно нормативным документам, предусматривает обучение в
объеме не менее 72 часов. По результатам обучения учреждениями, имеющими соответствующую
лицензию, выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации.
образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ;
педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных
отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность и выполняет
обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной
деятельности;
персонифицированная модель повышения квалификации – это повышение квалификации,
обеспечивающее
возможность
выбора
работниками
образования
индивидуальных
образовательных программ, финансирование которых осуществляется из средств бюджета
1
субъекта РФ, т.е. индивидуальная траектория повышении квалификации педагогического
работника с учетом конкретных потребностей;
профессиональная компетентность – комплексная характеристика, объединяющая
педагогическую, технологическую, менеджерскую подготовленность педагога в теоретическом и
прикладном форматах и проявляющаяся в сугубо индивидуальной форме за счет уникальности
личностных качеств каждого из них, и представляемая в единстве её видов, выступающая как
своеобразное интегральное личностное образование, обеспечивающее эффективность решения
профессиональных задач и психологическую конструктивность активности субъекта, его
конкурентоспособность.
профессиональная переподготовка – это приобретение дополнительных знаний и навыков в
соответствии с дополнительными профессиональными и образовательными программами,
предусматривающими изучение научных и учебных дисциплин, разделов техники и новых
технологий, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности. После
ее успешного завершения слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке
1.6.Система внутришкольного управления предусматривает механизм влияния на существующие
формы повышения квалификации и обеспечивает их связь и взаимодополнение.
1.7.При организации работы по повышению профессионального уровня педагогов реализуются
важные принципы образовательной деятельности:
выявление особенностей педагогического стиля каждого учителя и создание благоприятных
условий для сохранения и развития его продуктивных компонентов;
стимулирование инновационной деятельности;
поощрение стремления к постоянному профессиональному росту;
организационная поддержка пожеланий учителей на участие в инновационных формах
профессионального совершенствования, предлагаемых на международном, федеральном,
региональном и муниципальном уровнях;
регулярное информирование учителей о достижениях передовой педагогической науки и
практики в рамках общешкольных тематических семинаров.
II. Организация деятельности в целях повышения квалификации педагогических
работников
2.1.Цели и задачи в области повышения квалификации
2.1.1. Основной целью повышения квалификации педагогических работников Школы является
развитие их профессиональной компетентности, формирование устойчивых навыков системной
рефлексии педагогического процесса и его результатов, формирование структурной целостности
педагогической деятельности каждого работника, что в совокупности обеспечит выполнение
требований по достижению современного качества образования.
2.1.2.Задачи повышения квалификации:
формирование учителя инновационного типа, развитие исследовательской культуры;
cсовершенствование
педагогического
мастерства
через
внедрение
современных
информационных, педагогических технологий и передовых методик;
поддержка и совершенствование профессионального мастерства всех педагогов с учетом
новейших достижений науки и практики;
создание условий для развития индивидуальных способностей к профессиональной
деятельности;
апробация в процессе обучения новых технологий и прогрессивных форм подготовки и
повышения управленческих и педагогических кадров;
переориентация целевых установок при планировании и реализации повышения квалификации
с совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков на развитие профессиональной
компетентности;
2
активизация профессионального творчества, духа состязательности в педагогическом
мастерстве,
предоставление научной и методической поддержки для полноценной самореализации
индивидуальных творческих замыслов педагогов;
удовлетворение потребностей в поиске и освоении передового педагогического опыта,
педагогических инноваций и научных достижений;
освоение всеми педагогическими работниками ИКТ до уровня свободного самостоятельного
использования их в качестве, как современного средства информационного обмена, так и
эффективного педагогического средства;
изучение, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта.
2.2.Организация повышения квалификации.
2.2.1. Структура модели повышения квалификации включает различные организационные уровни:
самообразование и самосовершенствование,
уровень образовательного учреждения,
муниципальный,
региональный уровень,
федеральный уровень.
2.2.2. Первый уровень - предоставляющий наибольшую творческую свободу педагогу.
Содержательно он включает изучение и апробацию тех материалов, которые связаны с
ближайшими рабочими потребностями учителя или личным планом развития профессиональной
карьеры, оформленным официально или существующим как личный рабочий документ. Перечень
вопросов, выбранных педагогом для самостоятельного освоения на предстоящий учебный год,
включается в его годовой план работы, а процедура их регистрации в рамках методического
объединенияносит уведомительный характер. Педагог при желании может воспользоваться
списком рекомендуемых для освоения тем и вопросов, разработанных и утвержденных школьным
методическим объединением. По завершении учебного года составляется краткий отчёт о
выполнении принятых на себя обязательств в рамках самообразования, который утверждается
методическим объединением и становится одним из документов портфолио педагога. Количество
и объём вопросов, выбираемых для освоения, определяются педагогом самостоятельно.
Самообразование может осуществляться в форме изучения теоретических вопросов, освоения
методик, технологий, разработки авторских программ, выполнения педагогических проектов,
проведения научных и экспериментальных исследований по утверждённым программам,
написания диссертаций, статей, подготовки докладов, конкурсных материалов и др.
2.2.3. На уровне Школы учителям предлагаются задания, связанные с научной, экспериментальной
или методической темой Школы, либо с программой её развития. Необходимость их выполнения
является одним из условий скоординированной работы Школы в избранном тематическом
направлении, а Школа как социально-педагогическая система обретает целостность и
определенные гарантии выполнения принятых программ. Работа над заданиями школьного уровня
может проходить индивидуально или в составе творческих групп. Творческая группа формируется
по представлению администрации или школьных методических объединений.
2.2.4. Повышение квалификации на муниципальном уровне производится по программам,
предложенным МБУ ЦДО Октябрьского городского округа Пермского края..
2.2.5. Региональный уровень включает в себя различные формы повышения квалификации: очная,
очно-заочная, дистанционная и др.
2.2.6. Обучение на курсах повышения квалификации является нормативным требованием для всех
педагогических работников и должно осуществляться не реже одного раза в течение 3 лет.
2.2.7. Для реализации педагогом возможностей непрерывного образования, самостоятельного
конструирования индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации с
учетом своих профессиональных потребностей, согласованных с потребностями образовательного
3
учреждения, и выбора наиболее приемлемых для себя сроков его прохождения он может
использовать ресурсы накопительной системы повышения квалификации.
2.2.8. Наличие публикаций по вопросам своей основной профессиональной деятельности в
печатных изданиях, на специализированных сайтах в сети Интернет приравнивается к
внутришкольному повышению квалификации.
2.2.9. Повышение квалификации может осуществляться как без отрыва, так и с отрывом от
основной деятельности.
III. Контроль, подчиненность и ответственность
3.1.Процедура организации и документальное сопровождение повышения квалификации
3.1.1.Повышение квалификации осуществляется в соответствии с планом графиком и заявками с
учетом потребности педагогического работника.
3.1.2. При прохождении повышения квалификации оформляется приказ с указанием вида, формы,
объема и темы повышения квалификации сотрудника.
3.1.3. По завершении курсов повышения квалификации работник обязан представить
администрации документ о повышении квалификации.
3.2.Права, обязанности и ответственность
3.2.1.Педагогические работники имеют право выбирать тему курсовой подготовки и составлять
индивидуальную программу повышения квалификации.
3.2.2. Педагогические работники имеют право выбирать курсы повышения квалификации.
3.2.3. Педагогические работники обязаны:
систематически повышать свой профессиональный уровень, т.е проходить обязательную
курсовую подготовку в соответствии с требованиями ФГОС к кадровым условиям
реализации основной образовательной программы не менее 1 раза в 3 года в объеме 72 или
108 часов.
3.2.4. Педагогические работники несут ответственность:
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке
и в случаях, которые установлены федеральными законами.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей,
предусмотренных частью 1 ст. 48. Закона «Об образовании в РФ» («Обязанности и
ответственность педагогических работников») учитывается при прохождении ими
аттестации.
4