MyHHuHIIajlbHoe 6roj|%eTHoe o6II|eo6pa3oBaTeJII>Hoe yqpe)RTeHIIe
«OK"6pl,cKaH cpeHHHfl o6II|eo6pa3oBaTeJlbllafl mKojla Ng2»
/}1yf=,`g:¥-.,=:`?,``1
yTBepxpalo
corJlacoBaHO
co6paHHjl
pa6oTHHKOB
HpoTOKOJI Ng 17 o
HHpeKTop
COHI N92»
ThaHOBa H.I.
KOHI,ItoBa 14.8.
1.01.2023 r.
4.2 oT 11.01.2023 r.
HOJIO)KEHHE
'~-`~`0 cllcTeMe yllpaBJleHHH oxpaHoii Tpy;|a
1.1. HacTofllHee
IIOJloxeHHe
1.
06II|IIe IlojloREeHIIH
o
cHCTeMe
yrlpaBJlemlfl
oxpaHofi
xpyz|a
(CyoT)
a
MyHHI|HIIaJII>HOM 6roz|xeTHOM o6II|eo6pa3oBaTeJII>HOM yxpe)Fcz|eHHH «OK"6pbcKajl cpeHHfljl
o6II|eo6pa3oBaTeJlbHajl
IIIKojla N9
2»
(HaJlee
-
IIII(oJla)
pa3pa6oTaHo
8
cooTBeTCTBIIH
c
®eHepamH" 3aKOHOM Ng 273-®3 oT 29.12.2012 roHa «06 o6pa3oBamK 8 PoccHficKofi
®eHepal|KII» 8 pe;|aKI|HH oT 25 HloTljl 2022 ro;|a, HPKKa3oM MHHHCTepcTBa xpyz|a H
col|Hajll,Hofi 3all|HTbl PoccHficKofi ®eHepal|HH oT 29. ol(Tjl6pfl 2021 I`oz|a N9 776H «06
yTBep)K;|eHHH IIPHMepHoro IIOTloxeHIIfl o cHCTeMe yllpaBjlemlfl oxpaHofi TpyHa» H HpyrllMH
HopMaTHBHb"H
rlpaBOBI,IMH
aKTaMH
PoccllficKoii
®ez|epal|HH,
perrlaMeHTHpyloH|IIMH
;|ejlTejll,HocTb opram3al|Hfi, ocyll|ecTBJljlroll|Hx o6pa3oBaTeTlbHyro z|ejlTe]IbHocTI,.
HpaBHJla
cocTaBJleHI,I a cooTBeTCTBHH c Tpyz[oBb" I(oz|eKcoM P®, ®ez|epaTlbHb" 3aKOHOM P® Ng 273®3 «06 o6pa3oBaHHH 8 PoccHiicKofi ®ez|epal|HII» H HHblMH HopMaTIIBH"H IIpaBOB"H
aKTaMH, ycTaBOM IIIItoJII,I H Kojl]IeKTHBHb" z[oroBopoM.
1.2. HaHHoe IIOJloxeHHe o CyoT 8 Imco]Ie perJlaMeHTHpyeT ocHOBHble TepMIIHbl K
orlpez|eTleHHjl,
oHpez|eJraeT
I|eJm
H
3aHaTIH
cHCTeMI>I
yllpaBJleHHfl
oxpaHofi
xpyHa
a
o6pa3oBaTeJlbHofi opraHH3al|HH, pel`yTIHpyeT pa3Pa6oTKy H BHeHpeHHe cHCTeMbl yllpaBJleHHjl
oxpaHoii
xpyHa,
IIpez[cTaBJIfleT
IIOJmTHKy
(CxpaTe"ro)
a
o6jlac"
oxpaHI,I
Tpyz|a,
perJlaMeHTHpyeT IIjlaHHpoBaHHe, o6ecHeqeHHe dyyHKI|HOHHpoBaHHfl CyoT H opraHH3al|IIro
Pa6oTI>I IIo oxpaHe xpyz[a, a Tax)Ice ol|eHKy pe3yJII,TaTOB HejlTejlbHoc" H yjlyTIIIIeHHe
dyyHKI|HOHHpoBaHHfl cHCTeMbl yllpaBJleHIIH oxpaHofi TpyHa.
1.3. Opr`aHbl yllpaBJlemq o6pa3oBaTeJlbHofi opraHH3al|Hefi o6pa3yroT cllcTeMy yllpaBJleHHjl
oxpaHofi xpyz[a.
1.4. CHCTeMa yllpaBjlemq oxpaHo# Tpyz|a (Ha]Iee -CyoT) -3To KOMIIjleKc 83aHMocBfl3aHHblx
H 83aHMOHe#cTByroll|I[x Me>Icqy co6ofi 9jleMeHTOB, ycTaHaBTlriBarourmc IIoj"THKy H I|eT" 8 o6jlac"
oxpaHI>I TpyAa 8 opraHH3al|I", ocyll|ecTB"Ioll|eri o6pa3oBaTejlbllyro ;|eflTejll,HocTI,, a TaKxe
rlpoI|eHypbl IIo ;|ocTHxeHIIro 3Tm£ I|eTlefi.
1.5. CyoT
IIpeHCTaBJlfleT
co6ofi
e;|HHI,Ifi
KOMIIJleKc,
cocTojlll|Hfi
H3
cJlez[yloll|IIx
3JleMeHTOB:
-
opram3al|HOHHofi
cxpyl(Typl>I
yllpaBJleHHj[,
ycTaHaBTmBaloll|efi
oTBeTCTBeHHocTb a o6Tlac" oxpaHbl Tpyz|a Ha Bcex ypoBHflx yllpaBJleHHjl;
- Mepollp""fi, HallpaBjleHHbK Ha ®yHI(HHOHHpoBaHHe CyoT, BKJIIotlajl
o6jl3aHHoc"
KOHxpoJII>
H
3a
3®¢eK"BHocTI,Io pa6oThl 8 o6jlac" oxpaHbl TpyH 1;
- Hol(yMeH"poBaHHofi HHdyopMal|HH (JloKaJII>HI>K HopMaTHBHI,Ix al(TOB o MepollpHjlTIIHx CyoT,
opraHH3al|IIOHHo-pacrlopflHIITeJII,HbK ;|oKyMeHTOB, xypHajloB, aKTOB H IIp.).
1.6. 06beKTOM yllpaBJleHHjl jlBJIf[eTcjl oxpaHa TpyHa, KaK cllcTeMa coxpaHeHHjl H113HH H
3;|opoBI,jl pa6oTml(oB K o6yqaloll|Hxcfl o6pa3oBaTeJII>Hofi opraHH3aHHH 8 IIpol|ecce TpyHOBofi H
o6pa3oBaTeJlbHofi z|eHTeJlbHocTH, BK]IIoqaroll|ar
a
ce6fl
IIpaBOBble,
opraHH3al|HOHHo-
технические,
социально-экономические,
санитарно-гигиенические,
лечебнопрофилактические и иные мероприятия.
1.7. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в школе
возлагаются в соответствии со статьей 214 ТК РФ на директора образовательной
организации, который в этих целях создает систему управления охраной труда (СУОТ),
являющуюся неотъемлемой частью общей системы управления школы, разрабатывает
положение. Основой функционирования системы управления охраной труда является
нормативная правовая база, в том числе локальная, разрабатываемая непосредственно в
организации, осуществляющей образовательную деятельность.
1.8. Руководство работой по охране труда и обеспечению безопасности
образовательной деятельности осуществляет директор организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
1.9. Должностные лица, осуществляющие работу по охране труда и обеспечению
безопасности образовательной деятельности, определяются приказом директора школы.
1.10. Действие настоящего Положения о системе управления охраной труда (СУОТ),
регламентирующего организацию работы по охране труда в школе, распространяется на
всех работников общеобразовательной организации.
1.11. Настоящее Положение руководствуется Федеральным законом Российской
Федерации №273-РФ «Об образовании»; Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N
776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда",
Трудовым Кодексом Российской Федерации и иными законодательными и нормативными
правовыми актами по охране труда.
2. Основные термины и определения
2.1. В настоящем Положении о СУОТ в школе используются термины и определения
в соответствии с ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система
управления охраной труда в организации. Общие требования» и ГОСТ 12.0.230- 2007
«Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие
требования».
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе
трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические,
организационно-технические,
санитарно-гигиенические,
лечебно-профилактические,
реабилитационные и иные мероприятия.
Система управления охраной труда - совокупность взаимосвязанных и
взаимодействующих между собой элементов общей системы управления, которая
включает в себя организационную структуру, выполняющую функции управления по
обеспечению охраны труда с использованием людских, технических и финансовых
ресурсов.
Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны
труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда,
установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Работодатель - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в
трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в
качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать
трудовые договоры.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудовой
деятельности, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Стандарты безопасности труда - правила, процедуры, критерии и нормативы,
направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой
деятельности
и
регламентирующие
осуществление
социально-экономических,
организационных,
санитарно-гигиенических,
лечебно-профилактических,
реабилитационных мер в области охраны труда.
2
Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие
которого на работника может привести к его заболеванию.
Безопасные условия труда, безопасность труда - условия труда, при которых
воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов
исключены, либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Несчастный случай на производстве - событие, в результате которого работник
получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанности по
трудовому договору и в иных установленных Федеральным законом случаях как на
территории организации, так и за ее пределами; либо во время следования к месту работы
или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном организацией, и которое
повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую
утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие
которого на работника может привести к его травме.
Опасная ситуация (инцидент) - ситуация, возникновение которой может вызвать
воздействие на работника (работников) опасных и вредных производственных факторов.
Оценка состояния здоровья работников - процедуры оценки состояния здоровья
работников путем медицинских осмотров.
Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо
прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем
работодателя.
Специальная оценка условий труда – комплекс мероприятий по выявлению
вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудовой деятельности и
оценке уровня их воздействия на работника.
Профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание работника,
являющееся результатом воздействия на него вредного (ых) производственного (ых)
фактора (ов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной
трудоспособности.
Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате
воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении
работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных
Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта
экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
Идентификация риска – процесс нахождения, составления перечня и описания
элементов риска.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические
средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников
вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Знаки безопасности – знаки, представляющие собой цветографическое
изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и
контрастных цветов, графических символов и/или поясняющих надписей,
предназначенные для предупреждения работников о непосредственной или возможной
опасности, запрещении, предписании или разрешения определенных действий, а также
для информации о расположении объектов и средств, использование которых исключает
или снижает риск воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов.
Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы,
принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа
(должностного лица), иных социальных структур.
Локальный нормативный акт – документ, содержащий нормы трудового права,
который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с
законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором,
соглашениями.
3
3. Цели и задачи системы управления охраной труда
3.1. Целью разработки и внедрения СУОТ в школе является обеспечение охраны
труда и здоровья работников и обучающихся в процессе их трудовой и образовательной
деятельности,
предупреждение
производственного
и
детского
травматизма,
профессиональной заболеваемости, а также обеспечение соответствия условий труда
государственным нормативным требованиям.
3.2. Цели в области охраны труда должны быть оформлены в виде документа на
определенный период времени и доведены до всех ответственных функциональных
структур и уровней управления образовательной организации.
3.3. Для достижения целей в области охраны труда в школе должны быть
сформированы конкретные задачи и программы. Разработанные программы должны быть
документально оформлены и содержать информацию о сроках реализации, ответственном
исполнителе, источниках финансирования и конкретном результате.
3.4. Цели в области охраны труда должны быть:
- приемлемы и соответствовать специфике экономической деятельности, особенностям
профессиональных рисков и возможностям управления охраной труда;
- соответствовать требованиям трудового законодательства Российской Федерации и иных
нормативных правовых актов;
- направлены на непрерывное совершенствование профилактических и защитных
мероприятий по охране труда сотрудников для достижения наилучшей результативности
деятельности в этой области; обеспечены реальными и необходимыми ресурсами;
- оформлены в виде документа на определенный период времени и доведены на всех
уровнях управления образовательной организации;
- должны периодически проверяться, в случае необходимости, корректироваться.
3.5. При установлении целей по охране труда учитываются:
- основные направления деятельности образовательной организации;
- основные направления школы в области охраны труда;
- результаты определения опасностей, оценки рисков;
- законодательные требования; мнения работников;
- уровень реализации ранее установленных целей и мероприятий в области охраны труда;
- результаты расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний,
инцидентов, аварий;
- результаты анализа системы управления охраной труда.
3.6. К основным задачам системы управления охраны в школе относятся:
- реализация основных направлений политики образовательной организации в сфере
охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;
- разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;
- создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в
том числе обеспечение безопасности эксплуатации учебных и бытовых зданий и
сооружений, помещений, используемых в образовательной деятельности, оборудования,
приборов и технических средств обучения;
- формирование безопасных условий труда; контроль над соблюдением требований
охраны труда;
- обучение и проверка знаний по охране труда, в том числе, создание и
совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения
безопасности жизнедеятельности;
- предотвращение несчастных случаев с работниками и обучающимися во время
проведения образовательной деятельности;
- охрана и укрепление здоровья работников, обучающихся, создание оптимального
сочетания режимов труда, обучения, организованного отдыха.
4
4. Разработка и внедрение СУОТ в образовательной организации
4.1. В основе разработки системы управления охраной труда и обеспечения
безопасности образовательной деятельности в школе лежит концепция, согласно которой
образовательная организация периодически анализирует и оценивает свою СУОТ, с целью
выявления благоприятных возможностей для ее улучшения и реализации, а также
принцип всеобщей вовлеченности – участие работников во всех элементах системы
управления охраной труда.
4.2. Основа функционирования СУОТ – настоящее Положение, утвержденное
приказом директора школы с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной
организации или иного уполномоченного работниками органа.
4.3. СУОТ является неотъемлемой частью системы управления образовательной
организации. Настоящее Положение включает в себя следующие разделы:
- разработка и внедрение СУОТ, планирование;
- обеспечение функционирования СУОТ;
- функционирование СУОТ;
- оценка результатов деятельности;
- улучшение функционирования СУОТ.
4.4. СУОТ должна предусматривать:
- интеграцию в общую систему управления деятельностью образовательной организации;
- формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования
СУОТ;
- обязанности директора школы по постоянному улучшению показателей в области
охраны труда;
- формирование службы охраны труда, обеспечение социального партнерства;
- обязанности работников по охране труда; стимулирование работы по охране труда;
- наличие нормативной правовой базы, содержащей требования охраны труда в
соответствии со спецификой школы;
- передачу и обмен информацией по охране труда, включающие получение и
рассмотрение внешних и внутренних обращений (сообщений), их документальное
оформление и подготовку ответов, а также рассмотрение предложений работников (их
представителей).
4.5. Система управления охраной труда разрабатывается, внедряется и
функционирует в соответствии с характером деятельности школы.
4.6. В целях организации сотрудничества и регулирования отношений директора
школы и работников в области охраны труда в организации, осуществляющей
образовательную деятельность, создается Комиссия по охране труда, Комиссия по
расследованию несчастных случаев с учениками и работниками школы, Комиссия по
обучению и проверке знаний правил по электробезопасности работников, относящихся к
неэлектротехническому персоналу. Должностные лица, входящие в состав Комиссии,
определяются приказом директора образовательной организации.
4.7. В состав комиссии по охране труда на паритетной основе входят представители
администрации организации, осуществляющей образовательную деятельность, профсоюза
или иного уполномоченного работниками представительного органа.
4.8. Комиссия по охране труда организует разработку раздела коллективного
договора (соглашения) об охране труда, совместные действия директора школы и
работников
по
обеспечению
требований
охраны
труда,
предупреждению
производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение
проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование сотрудников о
результатах указанных проверок.
4.9. Инструктаж и проверка знаний по охране труда:
- проведение инструктажей, обучение работников общеобразовательной организации
безопасным методам и приемам выполнения работ, проверка знаний требования охраны
труда, осуществляется должностными лицами, ответственными за работу по охране труда.
5
- недопущение к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний по
охране труда, осуществляется директором школы.
4.10. Возложение ответственности за соблюдение норм охраны труда в целях
повышения ответственности коллектива работников организации, осуществляющей
образовательную деятельность, за соблюдение норм охраны труда и обеспечение
безопасности жизнедеятельности обучающихся на должностных лиц школы возлагается
ответственность за выполнение должностных обязанностей по охране труда и
осуществление иной деятельности, связанной с обеспечением безопасности участников
образовательной деятельности. ответственность возлагается приказом директора
организации, осуществляющей образовательную деятельность
4.11 Обязанности в рамках функционирования СУОТ, распределяемые по уровням
управления, закрепляются в должностной инструкции ответственного работника
соответствующего уровня управления.
4.12. Должностными лицами, ответственными за работу по охране труда
обеспечивается:
- безопасность работников при эксплуатации здания и оборудования образовательной
организации;
- применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- создание соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем
месте;
- обеспечение режима труда и отдыха работников в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
- приобретение и выдача специальной одежды и обуви, других средств индивидуальной
защиты, смывающих и обезвреживающих средств, работникам, занятым на работах с
вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых
температурных условиях или связанных с загрязнением; организация контроля состояния
условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками
средств индивидуальной и коллективной защиты;
- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о
существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях, и
средствах индивидуальной защиты;
- предоставление органам государственного управления охраной труда, органам
государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда
информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья
работников школы при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию
пострадавшим первой доврачебной помощи;
- санитарно-бытовое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны
труда;
- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на рабочем
месте;
- ознакомление сотрудников школы с требованиями охраны труда.
4.13. Взаимодействие с государственными органами управления охраной труда и
органами общественного контроля. Должностные лица школы обеспечивают:
- беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления
охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований
охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также
представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и
охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
- выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и
контроля соблюдения требований охраны труда и рассмотрение представлений органов
общественного контроля в установленные законодательством сроки.
6
4.14. Обязанности по охране труда директора школы
4.14.1. Обеспечивает соблюдение настоящего Положения о системе управления охраной
труда в школе, нормативных правовых актов Российской Федерации по охране труда,
трудового законодательства, стандартов, норм и правил по охране труда, выполнение
приказов и указаний вышестоящих организаций и предписаний органов государственного
надзора.
4.14.2. Организует работу по созданию и обеспечению условий проведения
образовательной деятельности в соответствии с законодательством о труде и охраны
труда.
4.14.3. Обеспечивает безопасную эксплуатацию зданий, сооружений и оборудования
общеобразовательной организации, а также применяемых в учебной деятельности сырья и
материалов (реактивов, инструментов, гимнастических снарядов и т.д.). Своевременно
организует осмотры и ремонт зданий школы.
4.14.4. Назначает своим приказом ответственных лиц за соблюдение требований охраны
труда в учебных кабинетах, мастерских, спортзале и т.д., а также во всех подсобных
помещениях.
4.14.5. Организует разработку планов по охране и улучшению условий труда сотрудников
общеобразовательной
организации.
Осуществляет
контроль
выполнения
запланированных мероприятий.
4.14.6. Организует в установленном порядке работу комиссий по приемке организации,
осуществляющей образовательную деятельность, к новому учебному году. Подписывает
акты приемки общеобразовательной организации.
4.14.7. Проводит вводный инструктаж по охране труда с вновь поступающими на работу
лицам и организует контроль состояния охраны труда в организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
4.14.8. Контролирует условия, и качество приготовления пищи в школьной столовой.
Привлекает для этой цели бракеражную комиссию, медицинского работника школы,
назначает, лицо, ответственное за организацию питания в школьной столовой.
4.14.9. Обеспечивает обучение и проверку знаний правил охраны труда работниками
школы, выполнение требований Положения о расследовании и учете несчастных случаев
в образовательной организации.
4.14.10.
Организует
обеспечение работников организации, осуществляющей
образовательную деятельность, спецодеждой, спецобувью и другими средствами
индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормативами, а также
обучающихся при проведении общественно-полезного и производительного труда,
практических и лабораторных работ и т.д.
4.14.11. Организует проведение профилактической работы по предупреждению
травматизма и снижению заболеваемости работников и обучающихся.
4.14.12. Безотлагательно сообщает о каждом несчастном случае в школе председателю
Комитета по образованию (начальнику Управления образования), установленным
законодательством органам надзора и контроля. Обеспечивает необходимые условия для
проведения расследования.
4.14.13. Утверждает инструкции по охране труда для работников и обучающихся. В
установленном порядке организует пересмотр инструкций.
4.14.14. Определяет финансирование мероприятий по охране труда и технике
безопасности. Принимает меры к созданию кабинета и уголков по охране труда.
4.14.15. Организует работу по проведению специальной оценки условий труда.
4.14.16. Рассматривает состояние условий и охраны труда в школе, на Педагогическом
совете, производственных совещаниях или собраниях трудового коллектива, заслушивает
отчеты специалиста по охране труда и комиссии по охране труда о проводимой ими
работе по улучшению условий труда и снижению производственного и детского
травматизма. Принимает соответствующие меры по устранению имеющихся недостатков.
4.14.17. Обеспечивает своевременное представление в установленном порядке
статистической отчетности по охране труда.
7
4.14.18. Заключает и организует совместно с профкомом выполнение ежегодных
соглашений по охране труда. Подводит итоги выполнения соглашения по охране труда
один раз в полугодие.
4.14.19. Запрещает проведение образовательной деятельности при наличии вредных или
опасных условий для здоровья обучающихся и работников.
4.14.20. Несет персональную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных
условий образовательной деятельности.
4.15. Обязанности по охране труда заместителя директора (по УВР).
4.15.1. Организует работу и систематический контроль по соблюдению в учебной
деятельности норм и правил охраны труда.
4.15.2. Обеспечивает контроль безопасности используемых в учебной деятельности
оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения.
4.15.3. Разрешает проведение учебной деятельности с обучающимися только при наличии
оборудованных для этих целей учебных помещений, принятых по акту в эксплуатацию.
4.15.4. Организует совместно с заместителем директора по административнохозяйственной работе своевременное и качественное проведение паспортизации учебных
кабинетов, мастерских, спортзала и других помещений.
4.15.5. Составляет, на основании полученных от медицинского учреждения материалов,
списки лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам.
4.15.6. Организует разработку и периодический пересмотр не реже одного раза в пять лет
инструкции по охране труда, а также разделов требований безопасности в учебной
деятельности в методических указаниях по выполнению практических и лабораторных
работ.
4.15.7. Контролирует своевременное проведение инструктажа обучающихся и их
регистрацию в журналах.
4.15.8. Определяет методику и порядок обучения правилам дорожного движения,
поведения на воде, улице, пожарной безопасности.
4.15.9. Проводит административный контроль безопасности использования, хранения
учебных приборов и оборудования, химических реактивов, наглядных пособий, школьной
мебели, орг. техники.
4.15.10. Несет ответственность за выполнение должностной инструкции в части
обеспечения безопасности жизнедеятельности.
4.16. Обязанности по охране труда заместителя директора (по ВР), советника
директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными
организациями.
4.16.1. Обеспечивает выполнение классными руководителями, возложенных на них
обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
4.16.2. Участвует в проведении административно-общественного контроля по вопросам
обеспечения безопасности жизнедеятельности в расследовании несчастных случаев,
происшедших с работниками и обучающимися школы.
4.16.3. Несет ответственность за организацию воспитательной работы, общественно
полезного труда обучающихся в строгом соответствии с нормами и правилами охраны
труда.
4.16.4. Оказывает методическую помощь классным руководителям, педагогам
дополнительного образования, воспитателям групп продленного дня, руководителям
походов, экскурсий, трудовых объединений общественно полезного труда и т.п. по
вопросам обеспечения травматизма и других несчастных случаев, организует их
инструктаж.
4.16.5. Контролирует соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил по охране труда
при проведении воспитательных мероприятий и работ с обучающимися вне организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
8
4.17. Обязанности по охране труда заместителя директора по АХЧ или
заведующего хозяйством.
4.17.1. Обеспечивает безопасную эксплуатацию инженерно-технических коммуникаций и
оборудования и принимает меры по приведению их в соответствие с действующими
стандартами, правилами и нормами по охране труда.
4.17.2. Своевременно организует осмотры и ремонты зданий учреждения.
4.17.3. Обеспечивает соблюдение требований охраны труда при эксплуатации основного
здания и других построек образовательного учреждения, технологического,
энергетического оборудования, осуществляет их периодический осмотр и организовывает
текущий ремонт.
4.17.4. Обеспечивает контроль за охраной труда при переносе тяжестей, погрузочноразгрузочных работах, работах на высоте, эксплуатации транспортных средств на
территории учреждения.
4.17.5. Несет ответственность за составление паспорта санитарно-технического состояния
образовательного учреждения.
4.17.6. Разрабатывает инструкции по охране труда для технического персонала,
согласовывает их с директором, организует их своевременный пересмотр (плановый и
внеплановый).
4.17.7. Обеспечивает своевременное приобретение средств индивидуальной защиты
работающих и смывающих и обезвреживающих средств, для работников и обучающихся.
4.17.8. Обеспечивает контроль за санитарно-гигиеническим состоянием учебных кабинетов, мастерских, спортзала и других помещений, а также столовой, буфета в соответствии
с требованиями норм и правил по охране труда, СанПиНов.
4.17.9. Организует обеспечение учебных кабинетов, помещений групп и иных помещений
учреждения исправными средствами пожаротушения в соответствии с нормативными
требованиями.
4.17.10. Организует обеспечение учебных кабинетов, помещений групп и других
помещений учреждения оборудованием и инвентарем, отвечающим требованиям
безопасности и охраны труда.
4.17.11. Организует проведение измерений сопротивления изоляции электроустановок и
электропроводки, периодических испытаний и освидетельствований системы отопления,
анализ воздушной среды на содержание пыли, газов и паров вредных веществ, замер
освещенности, шума, в соответствии с правилами и нормами по обеспечению
безопасности жизнедеятельности.
4.17.12. Участвует, совместно с директором, в обучении технического персонала
требованиям охраны труда.
4.17.13. Организует проведение первичного, повторного, внепланового, целевого
инструктажа по охране труда, организует проведения стажировок технического персонала
учреждения с фиксацией в установленных журналах.
4.17.14. Обеспечивает своевременное составление заявок на приобретение и организует
выдачу, хранение и замену спецодежды, средств индивидуальной защиты, смывающих и
обезвреживающих средств, контролируют их использованием и применение.
4.17.15. Обеспечивает проверку и контроль используемых в работе инструментов,
приспособлений и оборудования (переносной электрифицированный инструмент,
неэлектрифицированный инструмент, ручной инструмент, лестницы, стремянки) на
соответствие требований охраны труда.
4.18. Обязанности по охране труда заведующих учебными кабинетами и
мастерскими
4.18.1. Осуществляют контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования,
наглядных пособий, спортивного инвентаря и др. средств обучения.
4.18.2. Не допускают проведение учебных занятий в необорудованных для этих целей и не
принятых в эксплуатацию помещениях.
4.18.3. Своевременно проводят инструктажи с обучающимися и воспитанниками по
охране труда и их регистрацию в журнале.
9
4.18.4. Принимают участие в разработке инструкций по охране труда для обучающихся;
контролируют оснащение учебного помещения медицинскими аптечками и
индивидуальными средствами защиты, а каждого рабочего места - инструкциями по
охране труда, при обнаружении несоответствий – информируют непосредственного
руководителя для принятия соответствующих мер.
4.18.5. Вносят предложения по улучшению условий охраны труда при проведении
образовательного процесса, а также доводят до сведения руководства учреждения
информацию обо всех выявленных недостатках и нарушениях, способных повлечь за
собой
негативные
последствия
(травмы,
несчастные
случаи,
отравления,
профессиональные заболевания) для работающих и обучающихся.
4.18.6. Незамедлительно сообщают руководству учреждения о каждом несчастном случае,
происшедшем с работником или обучающимся, принимают меры по оказанию первой
помощи;
Несут ответственность за:
- несчастные случаи, происшедшее с обучающимися во время образовательного процесса
в результате нарушения норм и правил охраны труда, в соответствии с действующим
законодательством.
4.19. Обязанности по охране труда учителей и классных руководителей
4.19.1. Организуют работы по соблюдению в школьных и дошкольных отделениях норм и
правил охраны труда.
4.19.2. Обеспечивают сохранение жизни и здоровья обучающихся и воспитанников во
время проведения внеклассных, внешкольных и внегрупповых мероприятий.
4.19.3. Своевременно проводят инструктажи с обучающимися и воспитанниками по
охране труда и их регистрацию в журнале.
4.19.4. Выявляют обстоятельств несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками.
4.19.5. Принимают участие в разработке инструкций по охране труда для обучающихся.
4.19.6. Соблюдают и принимают меры по выполнению санитарно-гигиенических норм,
требований, правил по охране труда, пожарной безопасности в учреждении и вне его при
проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.
4.19.7. Проводят с обучающимися и воспитанниками мероприятия по предупреждению
травматизма, дорожно-транспортных происшествий и т.п..
4.19.8. Незамедлительно сообщают руководству учреждения о каждом несчастном случае,
происшедшем с работником, обучающимся и воспитанником, принимают меры по
оказанию первой помощи.
4.19.9. Вносят предложения по улучшению условий охраны труда при проведении
образовательного и воспитательного процесса, а также доводят до сведения руководства
учреждения информацию обо всех выявленных недостатках и нарушениях, способных
повлечь за собой негативные последствия (травмы, несчастные случаи, отравления,
профессиональные заболевания) для работающих, обучающихся и воспитанников
учреждения.
4.19.10. Несут ответственность за несчастные случаи, происшедшее с обучающимися и
воспитанниками во время образовательного процесса в результате нарушения норм и
правил охраны труда, в соответствии с действующим законодательством.
4.20. Обязанности по охране труда педагога-библиотекаря
4.20.1. Несет ответственность за организацию просветительской работы обучающихся в
строгом соответствии с нормами и правилами охраны труда.
4.20.2. Участвует в проведении административно-общественного контроля по вопросам
обеспечения жизнедеятельности, создание безопасных условий труда и образовательной
деятельности.
4.20.3. Оказывает методическую помощь классным руководителям, заместителям
директора школы, педагогам дополнительного образования по вопросам обеспечения
необходимой литературой по охране труда обучающихся, предупреждения травматизма и
других несчастных случаев.
10
4.20.4. Оказывает необходимую методическую помощь заместителям директора,
учителям, классным руководителям по организации с обучающимися и их родителями
(законными представителями) мероприятий по предупреждению травматизма, дорожнотранспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т.д.
4.20.5. Контролирует соблюдение и принимает меры по выполнению санитарногигиенических норм, требований, правил по охране труда, пожарной безопасности при
проведении воспитательных и просветительных мероприятий и работ в библиотеке.
4.20.6. Сообщает директору школы о каждом несчастном случае, произошедшем с
работником, обучающимся.
4.21.
Обязанности
по
охране
труда
учебно-вспомогательного
и
обслуживающего персонала
4.21.1. Обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, знать и исполнять
требования правил и инструкций по охране труда по своей специальности (работе),
инструкций по безопасной эксплуатации оборудования.
4.21.2. Своевременно проходить обучение и проверку знаний по охране труда,
медицинские осмотры.
4.21.3. Знать приемы оказания первой доврачебной помощи и, при необходимости,
оперативно оказывать ее пострадавшим. Уметь пользоваться средствами пожаротушения.
4.21.4. Перед началом работы осматривать свое рабочее место в части соответствия его
требованиям охраны труда. О выявленных нарушениях сообщать своему
непосредственному руководителю.
4.21.5. Во время работы выполнять правила и инструкции по охране труда и пожарной
безопасности по своей специальности (работе).
4.22.Обязанности по охране труда лица, ответственного за охрану труда
4.22.1. Участвует в организации и координации работ по охране труда в учреждении;
4.22.2. Участвует в разработке и контроле за функционированием системы управления
охраной труда в организации в соответствии с государственными нормативными
требованиями охраны труда, с целями и задачами учреждения, рекомендациями
межгосударственных и национальных стандартов в сфере безопасности и охраны труда;
4.22.3. Участвует в определении и корректировке направления развития системы
управления профессиональными рисками в организации на основе мониторинга
изменений законодательства и передового опыта в области охраны труда, а также исходя
из модернизации технического оснащения, целей и задач учреждения.
4.22.4. Осуществляет контроль за соблюдением в учреждении законодательных и
нормативных правовых актов по охране труда, проведением профилактической работы по
предупреждению производственного и детского травматизма, профессиональных
заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и
безопасных условий труда в учреждении, предоставлением работникам установленных
гарантий и компенсаций по условиям труда;
4.22.5. Информирует работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах,
существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за
тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми
условиями труда и средствах индивидуальной защиты, а также о мерах по защите
работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
4.22.6. Осуществляет контроль за своевременностью и полнотой обеспечения работников
организации специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами
индивидуальной защиты;
4.22.7. Осуществляет контроль за состоянием и исправностью средств индивидуальной и
коллективной защиты;
4.22.8. Выявляет потребностей в обучении работников в области охраны труда исходя из
государственных нормативных требований охраны труда, а также требований охраны
труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда, проводит вводный
инструктаж, контролирует проведение в учреждении инструктажей (первичных,
11
повторных, внеплановых, целевых) работников и обучающихся по вопросам охраны
труда;
4.22.9. Разрабатывает предложения по повышению эффективности мероприятий по
улучшению условий и охраны труда.
4.22.10. Осуществляет контроль за целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
4.22.11. Принимает участие в работе комиссии по специальной оценке условий труда,
организует взаимодействие членов комиссии, непосредственное участвует в проведении
специальной оценки условий труда при тесном взаимодействии с привлекаемой
организацией, координирует работы по проведению специальной оценки условий труда;
4.22.12. Участвует в разработке разделов коллективного договора в части подготовки
мероприятий по улучшению условий и охраны труда в учреждении, а также прав и
обязанностей работников и руководства учреждения в области соблюдения требований
охраны труда, контроль работы по подготовке предложений для включения в план
мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
4.22.13. Организует и участвует в работе по определению контингента работников,
подлежащих обязательным предварительным при приеме на работу и периодическим
медицинским осмотрам;
4.22.14. Оказывает методическую помощь лицам, ответственным за охрану труда в
разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда, а также в
составлении программ обучения работников безопасным приемам и методам работы;
4.22.15. Организует работы по подготовке технических заданий на выполнение услуг в
области охраны труда, поставке средств индивидуальной защиты, а также по оценке
поступивших от поставщиков средств индивидуальной и коллективной защиты;
4.22.16. Проводит анализ организационной структуры, технического оснащения
учреждения, государственных нормативных требований охраны труда, передового
отечественного и зарубежного опыта в области охраны труда с целью улучшения и
совершенствования условий охраны труда;
4.22.17. Участвует в расследовании несчастных случаев с работниками, обучающимися и
воспитанниками, проводит анализ причин производственного и детского травматизма,
профессиональных заболеваний, участвует в разработке мероприятий по их
предотвращению;
4.22.18. Участвует в разработке мероприятий по повышению уровня заинтересованности
работников в улучшении условий и охраны труда;
4.22.19. Совместно с директором участвует в разработке планов и программ по
улучшению условий и охраны труда, устранению или минимизации профессиональных
рисков;
4.22.20. Составляет отчетность по охране труда по установленным формам.
4.23. Обязанности по охране труда учителя по физической культуре
4.23.1. В своей работе руководствуется Правилами безопасности занятий по физической
культуре и спорту в общеобразовательных школах и строго соблюдает выполнение
учебных программ;
4.23.2. Не допускает проведение занятий с применением неисправного оборудования или
спортивного инвентаря, без специальной спортивной одежды;
4.23.3. Запрещает выполнение не предусмотренных учебными программами физических
упражнений, а также других подвижных и силовых упражнений без личного присутствия,
а также без гимнастических матов;
4.23.4. Не допускает на занятия по физической культуре учащихся после перенесенной
болезни без справки-разрешения врача;
4.23.5. Обеспечивает безопасную транспортировку снарядов, матов, ковриков и другого
имущества спортивного зала;
4.23.6. Систематически проверяет знания и выполнение правил техники безопасности,
проводит инструктаж с учащимися с обязательной регистрацией в специальном журнале
12
(классном журнале) учебного заведения при проведении внеклассных и внешкольных
мероприятий;
4.23.7. Принимает участие в разработке инструкций по технике безопасности в различных
видах спорта и физических упражнений и лично представляет их на утверждение
руководителю образовательной организации и согласование с профсоюзным комитетом;
4.23.8. Ежегодно (перед началом учебного года и после ремонта) обеспечивает
своевременное испытание спортивных снарядов с составлением актов.
4.24. Обязанности по охране труда педагога-организатора, социального
педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда
4.24.1. Обеспечивает безопасное состояние рабочих мест, оборудования, инструментов.
4.24.2. Принимает необходимые меры по выполнению действующих правил и инструкций
по безопасности груда, производственной санитарии, правил пожарной безопасности, по
созданию здоровых и безопасных условий проведения занятий.
4.24.3. Проводит инструктаж с обучающимися по безопасности труда с обязательной
регистрацией в специальном журнале.
4.24.4. Приостанавливает проведение работ или занятий, сопряженных с опасностью для
жизни или здоровья, и докладывает об этом директору школы.
4.24.5. Несет личную ответственность в соответствии с действующим законодательством
за несчастные случаи, происшедшие с обучающимися во время учебно-воспитательного
процесса в результате нарушения правил и норм охраны труда.
4.24.6. Немедленно извещает руководителя учреждения о каждом несчастном случае.
4.24.7. Вносит предложения по улучшению условий труда и учебы для включения их в
соглашение по охране труда.
4.25. Обязанности по охране труда учителя (заведующего кабинетом) физики.
4.25.1. В своей работе руководствуется Правилами по технике безопасности для
кабинетов (лабораторий) физики общеобразовательных школ;
4.25.2. Создает здоровые и безопасные условия для проведения занятий в кабинете
физики;
4.25.3. Несет личную ответственность за нарушение норм гигиены и правил техники
безопасности учащимися;
4.25.4. Изучает с учащимися правила по технике безопасности, строго соблюдает их в
учебно-воспитательном процессе;
4.25.5. Проводит инструктаж по технике безопасности с учащимися на уроках согласно
учебному плану с обязательной регистрацией в специальном журнале (классном журнале),
при проведении внеклассных мероприятий - в специальном журнале учебного заведения;
4.25.6. Проводит занятия и лабораторные работы при наличии соответствующего
оборудования и других условий, предусмотренных правилами по технике безопасности и
санитарными нормами;
4.25.7. Обеспечивает безопасное состояние рабочих мест, оборудования, приборов,
инструментов;
4.25.8. Не допускает применение приборов и устройств, не соответствующих требованиям
безопасности труда;
4.25.9. Не допускает применение самодельных электрифицированных приборов и
устройств;
4.25.10. Не допускает подачу на рабочие столы учащихся напряжения выше 42 В
переменного и 110 В постоянного тока;
4.25.11. Металлические корпуса электрифицированного демонстрационного оборудования
с напряжением питания выше 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока заземляет
до включения их в сеть;
4.25.12. Разрабатывает и вывешивает на обозрение учащихся, после утверждения
руководителем образовательного учреждения, инструкцию по технике безопасности;
4.25.13. Немедленно сообщает руководителю образовательной организации о
происшедшем несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной
помощи пострадавшим;
13
4.25.14. Добивается обеспечения кабинета первичными средствами пожаротушения и
организовывает эвакуацию учащихся при пожаре.
4.26. Обязанности по охране труда учителя (заведующего кабинетом) химии.
4.26.1. В своей работе руководствуется Правилами по технике безопасности для
кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ;
4.26.2. Обеспечивает здоровые и безопасные условия труда и обучения, а также при
проведении лабораторных работ, соблюдение санитарно-гигиенического режима,
правильное использование спецодежды и средств индивидуальной защиты;
4.26.3. Разрабатывает инструкции по охране труда на основании типовых и представляет
их на согласование профкому и утверждение руководителю образовательного
учреждения;
4.26.4. Инструктирует лаборанта и практикантов на рабочем месте в соответствии с
Правилами, с регистрацией в журнале инструктажа;
4.26.5. Проводит инструктажи учащихся по технике безопасности в пределах учебного
плана с обязательной регистрацией в журнале инструктажа (классном журнале);
4.26.6. В кабинете сосредотачивает инструкции, плакаты по безопасным приемам работы
с химическими реактивами и растворами;
4.26.7. Перед началом работ проверяет исправность оборудования, вентиляции, системы
электрического питания; в случае обнаружения неисправностей, создающих опасность,
прекращает работу в кабинете до их устранения;
4.26.8. По окончании работы проверяет выключение электроприборов, закрывает газовые
и водопроводные краны;
4.26.9. Не допускает совместное хранение реактивов, отличающихся по химической
природе;
4.26.10. Не допускает хранение реактивов сверх нормативов, предусмотренных Типовыми
перечнями;
4.26.11. Не допускает совместное хранение реактивов и растворов в таре без этикеток или
надписями на ней, сделанных карандашом по стеклу;
4.26.12. Организует строгое хранение реактивов 7-й группы в отдельном сейфе или
надежно запирающемся металлическом ящике с вывешенной на внутренней стороне
дверцы описью реактивов с указанием разрешенных для хранения максимальных масс,
объемов (их опись утверждается директором);
4.26.13. Добивается эффективной работы вытяжного шкафа, кабинета;
4.26.14. Не допускает учащихся к приготовлению растворов из концентрированных
химических веществ;
4.26.15. Перемешивание концентрированных кислот и приготовление из них растворов
производит в вытяжном шкафу с использованием воронки, в спецодежде и средствах
индивидуальной защиты;
4.26.16. При проведении лабораторных и практических работ, связанных с нагреванием
жидкостей до температуры кипения, использованием разъедающих растворов, не
допускает к занятиям без защитных очков и других средств индивидуальной защиты;
4.26.17. Не допускает прокладки самодельных удлинителей и переносок с нарушенной
изоляцией электропроводок;
4.26.18. На уроках не допускает использование самодельного оборудования;
4.26.19. Не допускает использование кабинета химии в качестве классных комнат для
занятий по другим предметам;
4.26.20. Запрещает пробовать на вкус любые реактивы и растворы, пить и есть, класть
продукты на рабочие столы в кабинете и лаборатории, принимать пищу в спецодежде;
4.26.21. Оказывает первую медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях;
немедленно извещает руководителя образовательной организации о каждом несчастном
случае;
4.26.22. Организует эвакуацию учащихся из помещения в случае возникновения пожара, а
также неустранимой утечки газа.
14
4.27. Обязанности по охране труда учителя (заведующего кабинетом)
информатики.
4.27.1. В своей работе руководствуется СанПиН «Гигиенические требования к
видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и
организации работы»;
4.27.2. Перед началом работ на вычислительной технике с использованием мониторов
ликвидирует возможность отсвечивания с экранов бликов естественного и искусственного
освещения;
4.27.3. Проводит инструктирование учащихся по правилам техники безопасности при
работе на компьютерах;
4.27.4. Не допускает занятий за одним дисплеем двух и более человек;
4.27.5. Следит за соблюдением необходимого расстояния от экрана монитора до глаз
учащихся;
4.27.6. Не допускает использования неисправного оборудования;
4.27.7. Проверяет состояние цельности изоляции электрических проводов;
4.27.8. Не допускает работы на мониторе с не наведёнными предельно четкими и яснобуквенными, цифровыми и графическими, стабильными изображениями;
4.27.9. При наличии мерцаний на экране работу на мониторе приостанавливает;
4.27.10. Все ремонтные работы дисплеев выполняет в отсутствие учащихся и посторонних
лиц;
4.27.11. Тщательно проветривает помещение после занятий;
4.27.12. Регламентирует деятельность непрерывной работы с дисплеем, не допускает
утомление учащихся;
4.27.13. Через 15-25 минут работы с экраном дисплея организует перерывы и проведение
специальных физических упражнений, снимающих позостатическое напряжение,
зрительное и общее утомление;
4.27.14. Прекращает подачу напряжения по завершении занятий в классе;
4.27.15. Строго следит за рабочей позой учащихся.
4.28. Обязанности по охране труда учителя (заведующего кабинетом)
технологии для мальчиков.
4.28.1. Совместно с руководством выполняет работу по обеспечению мастерских
исправным оборудованием, отвечает за безопасное состояние инструментов, приборов и
станков, а также за нормальное санитарно-гигиеническое состояние мастерских;
4.28.2. Разрабатывает и вывешивает на обозрение инструкции по технике безопасности
при работе на каждом станке, оборудовании, рабочем месте по каждому виду проводимых
работ после их согласования с профкомом и утверждения у руководителя
образовательной организации;
4.28.3. Проводит инструктаж учащихся по технике безопасности при выполнении всех
видов работы и использовании инструментов и оборудования с обязательной
регистрацией в журнале инструктажа (классном журнале), а при проведении внеклассных
занятий (кружки, общественно полезный производительный труд) - в специальном
журнале;
4.28.4. Не допускает установки в мастерских оборудования, не предусмотренного
типовыми перечнями, в том числе самодельного, без соответствующего разрешения;
4.28.5. Не допускает учащихся к выполнению запрещенных видов работ для школьников в
мастерских (на строгально-пильном, заточном станках, электрифицированными
инструментами на 220 В и более, электропаяльниками с потреблением электроэнергии
более 42 В), а также долблению, пробивке стен, к работе с топором, мытью окон, чистке
электроламп и плафонов;
4.28.6. Не допускает учащихся к проведению работ или занятий без предусмотренной
спецодежды, спецобуви и др. средств индивидуальной защиты, обеспечивает
комплектование аптечки первичными средствами медицинской помощи;
15
4.28.7.
Строго
соблюдает
требования «Правил
технической
эксплуатации
электроустановок потребителей» и «Правил техники безопасности при эксплуатации
электроустановок потребителей» для электроустановок напряжением до 1000 В;
4.28.8. Приостанавливает проведение работ или занятий, сопряженных с опасностью для
жизни или здоровья, и докладывает об этом руководителю образовательного учреждения,
в соответствии с действующим законодательством несет личную ответственность за
несчастные случаи, происшедшие с учащимися и детьми во время учебновоспитательного процесса в результате нарушения правил и норм охраны труда;
4.28.9. Немедленно извещает руководителя образовательного учреждения о каждом
несчастном случае, принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим;
4.28.10. Добивается обеспечения мастерских первичными средствами пожаротушения и
организовывает эвакуацию учащихся при пожаре;
4.29. Обязанности по охране труда учителя (заведующего кабинетом)
технологии для девочек
4.29.1. Обеспечивает здоровье и безопасные условия труда и обучения, соблюдение
требований техники безопасности и санитарно-гигиенического режима, правильное
использование средств индивидуальной защиты;
4.29.2. Разрабатывает инструкции по технике безопасности по видам работ, представляет
их на согласование;
4.29.3. Проводит инструктажи по технике безопасности с учащимися в соответствии с
учебным планом и обязательно регистрирует их в журнале инструктажа (классном
журнале);
4.29.4. Перед началом работы систематически проверяет состояние оборудования,
инструментов, вентиляции, исправность электропитания (розетки, выключатели,
рубильники и др.) и в случае обнаружения неисправностей, создающих опасность,
приостанавливает работу до их устранения или прекращает совсем;
4.29.5. Строго соблюдает выполнение требований «Правил технической эксплуатации
электроустановок потребителей» и «Правил техники безопасности при эксплуатации
электроустановок» для электроустановок напряжением до 1000 В;
4.29.6. По окончании работы проверяет выключение электроприборов и оборудования с
электрическим питанием;
4.29.7. Требует от учащихся строгого выполнения правил безопасности при пользовании
газовыми и электрическими плитами, а также при работе с горючими жидкостями,
жирами, маслами, утюгом, швейными машинами, ножницами, иголками, булавками и
другими колющими и режущими инструментами и использования спецодежды и
вентиляции;
4.29.8. В соответствии с действующим законодательством несет личную ответственность
за несчастные случаи с учащимися и с детьми во время воспитательного процесса в
результате нарушения норм и правил охраны труда;
4.29.9. Немедленно докладывает руководству образовательного учреждения о каждом
несчастном случае и оказывает первую помощь пострадавшим при несчастных случаях.
5. Политика в области охраны труда
5.1. Директор образовательной организации отвечает за политику в области охраны
труда (далее – политика), проявляет инициативу в решении проблем охраны труда и
заинтересованность в её реализации.
5.2. Политика в области охраны труда является самостоятельным документом
школы и содержит цели и мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья
работников.
5.3. Политика (стратегия) по охране труда в организации, осуществляющей
образовательную деятельность:
- направлена на сохранение жизни и здоровья работников и обучающихся в процессе их
трудовой деятельности и образовательной деятельности;
16
- направлена на обеспечение безопасных условий труда, управление рисками
производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- соответствует специфике экономической деятельности и организации работ в школе,
особенностям профессиональных рисков и возможностям управления охраной труда;
- отражает цели в области охраны труда;
- включает обязательства работодателя по устранению опасностей и снижению уровней
профессиональных рисков на рабочих местах; включает обязанности директора школы
для усовершенствования СУОТ;
- учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного
уполномоченного работниками органа (при наличии).
5.4. Политику (стратегию) по охране труда директору школы необходимо
оценивать на актуальность и соответствие стратегическим задачам по охране труда и
пересматривать в рамках оценки эффективности функционирования СУОТ.
5.5. Директор образовательной организации обеспечивает:
- предоставление ответственным лицам соответствующих полномочий для осуществления
функций (обязанностей) в рамках функционирования СУОТ.
- назначение работников, ответственных за соблюдение требований охраны труда, с
предоставлением им необходимых полномочий для осуществления взаимодействия с
ответственными лицами и непосредственно с работодателем в рамках функционирования
СУОТ организации с учетом должностных и рабочих обязанностей.
- разработку, внедрение и поддержку процессов взаимодействия (консультаций) с
работниками и их участия (а также, при их наличии, участия представителей работников)
в разработке, планировании, внедрении мероприятий по улучшению условий и охраны
труда, в том числе с учетом: определения механизмов, времени и ресурсов для участия
работников в обеспечении безопасности на своих рабочих местах; обеспечения
своевременного доступа к четкой, понятной и актуальной информации по вопросам
функционирования СУОТ; определения и устранения (минимизации) препятствий для
участия работников в СУОТ.
5.6. Управление охраной труда осуществляется при непосредственном участии
работников и (или) уполномоченных ими представителей (представительных органов), в
том числе в рамках деятельности комитета (комиссии) по охране труда директора школы
или уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
5.7. Директор образовательной организации реализовывает и поддерживает в
работоспособном состоянии процессы, обеспечивающие участие работников или их
уполномоченных представителей (при наличии) в разработке, планировании, обеспечении
функционирования, оценке показателей функционирования и действиях по улучшению
СУОТ.
5.8. При необходимости политика пересматривается исходя из результатов оценки
эффективности СУОТ, приведенных в ежегодном отчете о функционировании СУОТ.
6. Планирование системы управления охраны труда
6.1. При планировании СУОТ нужно определить профессиональные риски
необходимые для предотвращения или уменьшения нежелательных последствий
возможных нарушений положений СУОТ по безопасности.
6.2. Управление профессиональными рисками представляет собой комплекс
взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами СУОТ и
включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков (далее ОПР) и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или
недопущению повышения их уровней, контроль и пересмотр выявленных
профессиональных рисков.
6.3. Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и
здоровью работников, и составление их перечня (реестра) проводят с учетом
рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.
17
6.4. Анализ и упорядочивание всех выявленных опасностей рекомендуется
осуществлять исходя из приоритета необходимости исключения, снижения или
поддержания на приемлемом уровне создаваемых ими профессиональных рисков с учетом
не только штатных (нормальных) условий своей деятельности, но и случаев возможных
отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями и инцидентами на
рабочих местах и подконтрольных работодателю объектах.
6.5. Оценку уровня профессиональных рисков, связанных с выявленными
опасностями, осуществляют для всех выявленных (идентифицированных) опасностей.
6.6. Методы оценки уровня профессиональных рисков работодателю определяют с
учетом характера своей деятельности и рекомендаций по выбору методов оценки уровня
профессиональных рисков, выявленных (идентифицированных) опасностей.
6.7. Директор школы обеспечивает систематическое выявление опасностей и
профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку.
6.8. Меры управления профессиональными рисками (мероприятия по охране труда)
направляются на исключение выявленных у работодателя опасностей или снижение
уровня профессионального риска.
6.9. Планирование направлено на определение необходимого перечня мероприятий
по охране труда, проводимых в рамках функционирования процессов (процедур) СУОТ.
6.10. В Плане мероприятий по охране труда организации указываются следующие
сведения: наименование мероприятий; ожидаемый результат по каждому мероприятию;
сроки реализации по каждому мероприятию; ответственные лица за реализацию
мероприятий; источники финансирования мероприятий.
6.11. При планировании мероприятия учитываются изменения, касающиеся таких
аспектов: нормативного регулирования, содержащего государственные нормативные
требования охраны труда; условий труда работников (по результатам СОУТ и оценки
профессиональных рисков (ОПР)).
6.12. Целями в области охраны труда в образовательной организации в
соответствии с политикой в области охраны труда является сохранение жизни и здоровья
работников и обучающихся, а также постоянное улучшение условий и охраны труда.
6.13. Достижение указанных целей обеспечивается реализацией мероприятий,
предусмотренных политикой в области охраны труда.
6.14. Мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников и
обучающихся, должны привести, в частности, к следующим результатам: к устойчивой
положительной динамике улучшения условий и охраны труда; отсутствию нарушений
обязательных требований в области охраны труда; достижению показателей улучшения
условий труда.
6.15. При планировании достижения целей определяются ресурсы, ответственные
лица, сроки достижения, способы и показатели оценки уровня достижения этих целей и
влияние результатов.
7. Обеспечение функционирования СУОТ
7.1. Планирование и реализация мероприятий по охране труда осуществляются в
соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Учитывается передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению
условий и охраны труда. Возможность выделения финансовых ресурсов для реализации
указанного опыта оценивается при составлении плана мероприятий.
7.2. Для организации работ по обеспечению функционирования системы
управления охраной труда в школе директору необходимо:
- определять необходимые компетенции работников, которые влияют или могут влиять на
безопасность производственных процессов (включая положения профессиональных
стандартов);
- обеспечивать подготовку работников в области выявления опасностей при выполнении
работ и реализации мер реагирования на их;
18
- обеспечивать непрерывную подготовку и повышение квалификации работников в
области охраны труда;
- документировать информацию об обучении и повышении квалификации работников в
области охраны труда.
7.3. В рамках СУОТ работники должны быть проинформированы:
- о политике и целях образовательной организации в области охраны труда, путем ее
размещения в общедоступном месте;
- системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований
охраны труда;
- ответственности за нарушение указанных требований;
- о результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм
(микроповреждений);
- об опасностях и рисках на рабочих местах, а также мерах управления, разработанных в
их отношении.
7.4. Информирование обеспечивается в соответствии с Приказом Минтруда России
от 29.10.2021 года № 773н «Об утверждении форм (способов) информирования
работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда,
и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников
об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда», а также
использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» на корпоративном сайте образовательной организации.
8. Функционирование системы управления охраны труда
8.1. Основными процессами, обеспечивающими функционирование СУОТ в
образовательной организации, являются:
1. специальная оценка условий труда;
2. оценка профессиональных рисков;
3. проведение медицинских осмотров и освидетельствования работников;
4. обучение работников;
5. обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
6. обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;
7. обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;
8. обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов;
9. обеспечение безопасности работников при эксплуатации инструментов;
10. обеспечение безопасности работников при использовании сырья и материалов;
11. обеспечение безопасности работников подрядных организаций;
12. санитарно-бытовое обеспечение работников;
13. соблюдение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым
законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы
трудового права;
14. обеспечение социального страхования работников;
15. взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной
власти и профсоюзного контроля;
16. реагирование на аварийные ситуации;
17. реагирование на несчастные случаи;
18. реагирование на профессиональные заболевания.
8.2. В соответствии с результатами СОУТ и ОПР, а также в связи со спецификой
деятельности и штатного состава работников в школе устанавливается следующий
перечень процессов:
- процессы, выявляющие опасные и вредные производственные факторы на рабочих
местах, а также опасности на рабочих местах и их уровни (пп 1 – 2 пункта 8.1.);
- процессы, обеспечивающие допуск работников к самостоятельной работе (пп. 3 – 5
пункта 8.1.);
19
- процессы, обеспечивающие безопасность производственной среды (пп. 6 – 11 пункта
8.1.);
- группа сопутствующих процессов по охране труда (пп. 12 – 15 пункта 8.1.);
- процессы реагирования на ситуации (пп. 16 – 18 пункта 8.1.).
8.3. Порядок действий, обеспечивающих функционирование процессов и СУОТ в
целом, определяется следующими основными процессами и процедурами:
- планирование и выполнение мероприятий по охране труда;
- контроль планирования и выполнения таких мероприятий, их анализ по результатам
контроля;
- формирование корректирующих действий по совершенствованию СУОТ;
- управление документами СУОТ;
- информирование работников, взаимодействие с ними;
- распределение обязанностей по обеспечению функционирования СУОТ.
8.4. В общеобразовательной организации проводятся профилактические
мероприятия по отработке действий работников при несчастном случае, аварии, риске их
возникновения, а также по их устранению, расследованию причин возникновения.
8.5. Порядок реагирования на несчастные случаи и аварийные ситуации, их
расследования, профессиональных заболеваний, в том числе микроповреждений
(микротравм), и оформления отчетных документов определяется инструкцией,
утвержденной директором образовательной организации.
9. Оценка результатов деятельности системы управления охраной труда
9.1. Объектами контроля при функционировании СУОТ являются мероприятия,
процессы и процедуры, реализуемые в рамках СУОТ.
9.2. К основным видам контроля функционирования СУОТ относятся:
- контроль состояния рабочего места, оборудования, инструментов, сырья, материалов;
- контроль выполнения работ работником в рамках производственных и технологических
процессов;
- выявление опасностей и определение уровня профессионального риска;
- контроль показателей реализации мероприятий, процессов и процедур;
- контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер (СОУТ, обучение
по охране труда, проведение медицинских осмотров);
- учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний;
- учет изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений
по охране труда, изменения существующих или внедрения новых технологических
процессов, оборудования;
- контроль эффективности функционирования отдельных элементов СУОТ и системы в
целом.
9.3. В рамках контрольных мероприятий может использоваться фото- и
видеофиксация.
9.4. Виды и методы контроля применительно к конкретным процессам
(процедурам) определяются планом мероприятий. По результатам контроля составляется
акт.
9.5. Ежегодно образовательная организация составляют отчет о функционировании
СУОТ.
9.6. В ежегодном отчете отражается оценка следующих показателей:
- достижение целей в области охраны труда;
- способность СУОТ, действующей в школе, обеспечивать выполнение обязанностей,
отраженных в политике в области охраны труда;
- эффективность действий на всех уровнях управления;
- необходимость дальнейшего развития СУОТ, включая корректировку целей в области
охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц, перераспределение
ресурсов;
20
- необходимость своевременной подготовки работников, которых затронут решения об
изменении СУОТ;
- необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ;
- полнота идентификации опасностей и управления профессиональными рисками в рамках
СУОТ;
- необходимость выработки корректирующих мер.
9.7. Показатели контроля функционирования СУОТ определяются, в частности,
следующими данными:
- абсолютными показателями (время на выполнение, стоимость, технические показатели и
пр.);
- относительными показателями (соотношение планируемых и фактических результатов,
показатели в сравнении с другими процессами и пр.);
- качественными показателями (актуальность и доступность исходных данных для
реализации процессов СУОТ).
9.8. С учетом данных ежегодного отчета оценивается необходимость привлечения
независимой специализированной организации для обеспечения внешнего контроля
СУОТ.
10. Улучшение функционирования СУОТ
10.1. С учетом показателей ежегодного отчета о функционировании СУОТ в
образовательной организации при необходимости реализуются корректирующие меры по
совершенствованию ее функционирования.
10.2. Реализация корректирующих мер состоит из следующих этапов: разработка;
формирование; планирование; внедрение; контроль.
10.3. Действия на каждом этапе реализации корректирующих мер, сроки их
выполнения, ответственные лица утверждаются директором школы.
10.4. На этапах разработки и формирования корректирующих мер производится
опрос работников относительно совершенствования функционирования СУОТ.
10.5. Работники должны быть проинформированы о результатах деятельности
организации по улучшению СУОТ.
11. Контроль и ответственность
11.1 Контроль деятельности работников, осуществляющих работу по охране труда
и безопасности жизнедеятельности в школе, обеспечивают директор организации,
осуществляющей образовательную деятельность, специалист по охране труда, органы
государственного надзора и контроля соблюдения требований охраны труда.
11.2. Ответственность за организацию работы по охране труда и безопасности
жизнедеятельности несет директор школы.
11.3. Работники, выполняющие функции по обеспечению охраны труда и
безопасности жизнедеятельности, несут ответственность: за выполнение, невыполнение,
выполнение не в полном объеме своих функциональных обязанностей, определенных
настоящим положением и должностными инструкциями; достоверность представляемой
информации; соответствие принятых решений действующему законодательству
Российской Федерации.
12. Заключительные положения
12.1. Настоящее Положение о системе управления охраной труда в
образовательной организации является локальным нормативным актом, утверждается
приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
12.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством
Российской Федерации.
12.3. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов
и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
12.4. Положение о СУОТ в школе принимается на неопределенный срок.
21