Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»
ПРИНЯТО
на заседании
Педагогического совета
№ 96 от 23.03.2020
УТВЕРЖДАЮ
директор
МБОУ «Октябрьская средняя
общеобразовательная школа №2»
______________И.В. Конькова
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации образовательной деятельности с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Общие положения
1.1. Положение устанавливает правила реализации в МБОУ «Октябрьская средняя
общеобразовательная школа №2» (далее - Школа) общеобразовательных программ с
использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.16);
Приказом Минобрнауки РФ от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ";
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897;
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413;
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03;
СанПиН 2.4.2.2821-10;
Уставом МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»
1.3. В настоящем Положении используются термины:
Электронное обучение (ЭО) - организация образовательной деятельности с применением
содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ
информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических
средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по
линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических
работников.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - образовательные технологии,
реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при
опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2. Цели и задачи
2.1. Основной целью использования электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения
программ общего образования непосредственно по месту жительства или временного
пребывания, а также создание условий для обучения с учетом особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, обучения по
индивидуальному учебному плану.
2.2. Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
способствует решению следующих задач:
создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и
персонализации обучения;
повышение качества обучения за счет применения средств современных
информационных и коммуникационных технологий;
предоставление открытого доступа к различным информационным ресурсам для
образовательной деятельности в любое удобное для обучающегося время;
создание единой образовательной среды Школы;
повышение эффективности учебной деятельности, интенсификации самостоятельной
работы обучающихся;
повышение эффективности организации образовательной деятельности.
2.3. Основными принципами применения электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий являются:
принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся
возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства
или временного пребывания;
принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических,
организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории
обучающегося;
принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех
участников образовательных отношений с помощью информационно-образовательной среды;
принцип адаптивности, выражающийся в возможности использовать цифровые
образовательные ресурсы в сочетании с другими учебными материалами для реализации
разных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных
образовательных технологий и сетевых средств обучения;
принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в
необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений
обучающихся.
2.4.
Основными направлениями образовательной деятельности с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются:
обеспечение возможности применения электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий в учебной деятельности;
обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контролю и
промежуточной аттестации по ряду учебных дисциплин;
обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
обеспечение подготовки и участия обучающихся в дистанционных конференциях,
олимпиадах, конкурсах.
3.Участники образовательной деятельности с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
3.1.
Участниками образовательной деятельности с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий являются обучающиеся,
педагогические и административные работники Школы, родители (законные представители)
обучающихся.
3.2.
Образовательная деятельность с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий может быть организована с разными категориями
обучающихся:
обучающиеся, проходящие подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах
соревнованиях регионального, всероссийского и международного уровня;
обучающиеся с высокой степенью успешности в освоении программ;
обучающиеся, пропускающие учебные занятия по уважительной причине (болезнь,
участие в соревнованиях, конкурсах, домашний карантин и т.п.)
обучающиеся в период приостановления образовательной деятельности на базе
образовательной организации в связи с карантином, усилением мер сантарноэпидемиологического контроля и т.д.);
обучающиеся, осваивающие образовательные программы в очно-заочной или заочной
форме обучения;
дети-инвалиды, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, по
медицинским показаниям осваивающие образовательные программы в форме надомного
обучения.
3.3.
Права и обязанности обучающихся, осваивающие общеобразовательные
программы с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий, определяются законодательством Российской Федерации.
3.4.
Образовательную деятельность с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий осуществляют педагогические работники,
имеющие соответствующую подготовку.
3.5.
Педагогическим работникам, обучающимся, осуществляющим обучение с
использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий,
предоставляется авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам.
3.6.
Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, вправе применять
имеющиеся электронные средства обучения или создавать собственные. Разработанные
учебные материалы должны соответствовать требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС
СОО.
3.7.
Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной
техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами
телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в
сети Интернет, электронной почтой и т.п.).
3.8.
Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с
использованием цифровых образовательных ресурсов.
4. Компетенция Школы при применении электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий в ходе реализации образовательных программ
4.1. Школа имеет право применять электронное обучение и дистанционные
образовательные технологии при реализации образовательных программ в предусмотренных
Федеральным законом № 273-ФЗ формах получения образования и формах обучения или при
их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации обучающихся.
4.2. Школа доводит до участников образовательных отношений информацию о
реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного
выбора.
4.3. При реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Школа:
обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки
педагогических работников;
создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной
среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их
частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;
самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и
учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий;
обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к средствам электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий в объеме часов учебного плана,
необходимом для освоения соответствующей программы;
обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой
осуществляется организацией самостоятельно;
оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме
индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием
информационных и телекоммуникационных технологий;
обеспечивает проведение оценочных мероприятий в рамках текущего контроля и
промежуточной аттестации, соблюдение условий проведения оценочных мероприятий в
соответствии с действующим локальным актом;
ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и
внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой
форме в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О
персональных данных», Федерального закона от 22.10.2004 25-ФЗ «Об архивном деле в
Российской Федерации».
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение
4.1. Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий включает электронные
информационные образовательные ресурсы, размещенные на электронных носителях и/или в
электронной среде поддержки обучения, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС,
локальными нормативными актами Школы.
5.2.
Учебно-методическое
обеспечение
должно
обеспечивать
организацию
самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний обучающегося
(самоконтроль, текущий контроль), тренинг путем предоставления обучающемуся
необходимых (основных) учебных материалов, специально разработанных для реализации
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
5.3. В состав учебно-методического обеспечения образовательной деятельности с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий входят:
официальные региональные информационные ресурсы (СЭД и Ж);
цифровые образовательные платформы (Российская электронная школа, Учи.ру, Яндекс.
Учебник и другие);
электронные учебники, соответствующие утвержденному перечню.
электронные носители мультимедийных приложений к учебникам;
электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об
образовательной деятельности.
6. Техническое и коммуникационное обеспечение
6.1. Техническое и коммуникационое обеспечение обучения с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий включает:
Цифровые коммуникационные платформы (Skypе, Zoom, Мираполис, Вебинар и
другие);
Сетевые информационные системы (Google формы, Google класс и другие)
Закрытые группы в социальных сетях, мессенджерах;
Электронная почта (e-mail)
7. Порядок организации электронного обучения и применения дистанционных
образовательных технологий
7.1. Для перевода обучающегося на освоение образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий родители
(законные представители) обращаются в Школу по месту жительства с письменным
заявлением (Приложение1) либо направляют заявление в электронной форме на
электронную почту Школы, информируя по телефону директора и классного
руководителя.
7.2. Директором школы издается приказ о переводе обучающегося на освоение
образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий, назначаются лица, ответственные за организацию и контроль за
освоением образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
7.3. Выбор предметов для изучения с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий осуществляется учащимися или родителями
(законными представителями) по согласованию со Школой.
7.4. Ответственный за электронное обучение контролирует освоение образовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий, следит за своевременным заполнением необходимых документов, в том числе
журналов.
7.5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий учителя и ответственные лица ведут
документацию: классный журнал на бумажном носителе, электронный журнал, вносят
необходимые изменения в рабочие программы, учебные планы.
7.6. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий используются следующие виды учебной
деятельности:
Лекция;
Онлайн-консультация;
Видеоконференция;
Вебинар;
Практическое занятие;
Лабораторная работа;
Самостоятельная внеаудиторная работа;
Научно-исследовательская работа;
Контрольная работа;
Тестирование;
Аудиорецензирование;
Текущий контроль;
Промежуточная аттестация.
7.7. При работе с электронными устройствами учителя и ответственные лица создают
условия, обеспечивающие профилактику развития переутомления в соответствии с СанПиН
2.2.2/2.4.1340-03.
Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора
непосредственно на экране устройства отображения информации на уроке, не должна
превышать:
– для обучающихся в I–IV классах – 15 мин;
– для обучающихся в V–VII классах – 20 мин;
– для обучающихся в VIII–IX классах – 25 мин;
– для обучающихся в X–XI классах на первом часу учебных занятий – 30 мин, на
втором – 20 мин.
Оптимальное количество занятий с использованием электронных устройств в течение
учебного дня для обучающихся I–IV классов составляет один урок, для обучающихся в V–VIII
классах – два урока, для обучающихся в IX–XI классах – три урока.
Внеурочные занятия с использованием электронных устройств рекомендуется проводить
не чаще двух раз в неделю общей продолжительностью:
– для обучающихся II–V классов – не более 60 мин;
– для обучающихся VI классов и старше – не более 90 мин.
7.8. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий в Школе осуществляется по 2 моделям:
Модель непосредственного взаимодействия педагога с обучающимися;
Модель опосредованного взаимодействия педагога с обучающимися.
7.9.
Модель непосредственного
взаимодействия педагога с обучающимися
реализуется с использованием технологии смешанного обучения, в основе которой лежит
интеграция технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения,
базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и
современными учебными средствами.
7.10. Модель опосредованного взаимодействия педагога с обучающимися
предусматривает взаимодействие участников образовательных отношений на расстоянии
исключительно посредством использования электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
7.11. Опосредованное взаимодействие педагога с обучающимися регламентируется
Технологической картой (Приложение №2).
7.12. В Технологической карте определяется алгоритм освоения учебного материала
обучающимися, объем заданий для самостоятельной работы; формы обратной связи,
предоставления продуктов учебной деятельности для проверки и оценивания, индивидуальных
консультаций; объем учебного материала, выносимого на текущий контроль (в том числе
автоматизированный) и промежуточную аттестацию; сроки и формы текущего контроля,
промежуточной аттестации.
7.13. Технологическая карта согласуется с заместителем директора по УВР и
утверждается директором.
8. Заключительное положение
8.1. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до
принятия нового в рамках действующего законодательства в сфере общего образования.
Приложение №1
Директору ___________________________.
____________________________________________
(ФИО родителя/законного представителя ребенка)
_________________________________________
(контактный телефон)
_________________________________________
(электронная почта)
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу перевести моего ребенка ________________________________________
_______________________________________________________________________,
(ФИО учащегося)
обучающегося ____класса МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»
(наименование образовательного учреждения)
на освоение образовательной программы с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий с____________ по____________ ________года.
Гарантирую создание условий для освоения ребенком образовательной программы с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий,
выполнение им утвержденного учебного плана, участие в различных видах учебной
деятельности и оценочных мероприятиях.
__________________/__________________________/______________________________
(дата)
(подпись)
(расшифровка)
Приложение №2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»
С О ГЛ А С О В А Н О
заместитель директора
по УВР__________________
________________________
УТВЕРЖДАЮ
директор
МБОУ «Октябрьская средняя
общеобразовательная школа №2»
______________И.В. Конькова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
освоения образовательной программы с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Сроки дистанционного обучения:
Основание: реквизиты приказа на уровне образовательной организации
Класс:
Обучающийся: при индивидуальном освоении образовательной программы с применением ЭО и ДОТ
Учитель: Ф.И.О.
Предмет: наименование в соответствии с учебным планом
дата
тема урока
содержание деятельности по освоению учебного
материала (ресурсы/формы/сроки)
контроль за освоением
учебного материала
(форма/сроки)